Разноцветная антиутопия «Теоремы Зеро»

01 Июля 2014 00:00

На этой неделе в наш прокат, наконец, выходит «Теорема зеро» Терри Гиллиама – очередное очень красочное философское кино о счастье, мировая премьера которого состоялась почти год назад на венецианском кинофестивале. Любой фильм Гиллиама – это калейдоскоп  весьма необычных визуальных образов, и «Теорема» - не исключение. Мы расскажем о дизайне и создании ретро-футуристического мира персонажа Кристофа Вальца.

Художником-постановщиком проекта был Дэвид Уоррен, работавший с Гиллиамом на «Воображариуме доктора Парнаса», за художественные решения на котором был номинирован на «Оскар». Во время подготовки к съемке Гиллиам обратил его внимание на творчество современного немецкого художника Нео Рауха, чьи работы пользуются сейчас огромной популярностью. Именно они и послужили референсами для создания визуальной составляющей фильма.

Для примера - пара работ Нео Рауха:

«Я помню, как получил e-mail от Терри со словами: «Нео Раух и Укелеле Ике – равно «Теорема Зеро», - говорит Уоррен. – Картины Рауха были пришпилены ка доске в нашем офисе. И Терри каждый раз спрашивал, не забыли ли мы про него».  Влияние Рауха в итоге было весьма опосредованным. «В его картинах много всего намешано, - объясняет Гиллиам. – Элементы из разных эпох, яркие цвета, которые обычно вместе не используют. На первый взгляд вам кажется, что эти элементы и цвета визуально «разваливаются», этот аспект мы и перенесли в фильм».

Чем-то неуловимым этот фильм напоминает классическую «Бразилию» того же Гиллиама. Действие фильма тоже разворачивается в будущем, но только оно красочнее и веселее. В этом фильме все счастливы, все, кроме главного героя.

Концепт рабочего компьютера персонажа

Концепт рабочего места персонажа и его воплощение на экране (ниже)

«Знаете, в фантастике сейчас все сделано из металла, стекла и пластика, - говорит  Уоррен, - все очень гладкое и холодное. А Терри хотел уйти в противоположную сторону, сделать ретро-будущее».

Большинство сцен картины было снято в павильоне студии MediaPro в Бухаресте. Герой фильма страдает агорафобией, и потому выходит на улицу всего в нескольких сценах, а домом ему служит… старая церковь.  Декорация представляет собой довольно просторную часовню с алтарем, органом и вестибюлем.

Концепт жилища персонажа

«Мы построили собор, без 10% содержимого, - рассказывает Уоррен. – Когда команда приехала в Бухарест, то осмотрела православные церкви. Архитектурно они сильно отличаются от англиканских церквей или любых других. Больше всего Терри понравились фрески внутри, он сказал, что Коэн, хоть и агорафоб, но окружил себя лицами – они у него на стенах, на экранах, в рекламе, везде. Поэтому мы расписали стены в стиле православных церквей, хотя само строение больше напоминает англиканскую церковь».

Воплощение жилища персонажа - обратите внимание на фрески на стенах!

Декорацию строили два месяца, еще неделя ушла на финальную доработку.

Для Гиллиама часовня символична – это своеобразная метафора старых верований и убеждений. Кроме того, у жилища Коэна есть некая история существования персонажа – оно полно интересных деталей, например, в одном углу стоит маленькая бетономешалка и строительные материалы – он хотел починить что-то, но забросил. Он также построил кухню, где на столе лежат чертежи будущих работ. Он был влюблен, но потом отношения распались, Коэн потерял смысл этих начинаний и все бросил.

Вход в часовню снимали на локации в Бухаресте, раскрасив аллею красочными граффити и огнями.

Локация в Бухаресте была украшена граффити

Совсем рядом с часовней стоит другая декорация – гигантский компьютер Манкомп.

Концепт Манкопа

Во время поиска локаций арт-отдел получил фотографии старого разрушенного сталеплавильного завода, расположенного в Калараси в двух часах езды от Бухареста.  «В его центре - огромная башня из бетона и железа диаметром почти 14 метров, - рассказывает Уоррен, - с круглыми дырками по окружности, сильно разрушенная. Сначала мы хотели снимать там, но это было опасно и далеко от города. Мы построили свою версию в студии». Так что Манкомп - главный компьютер в фильме - был построен по образу и подобию полуразрушенной печи старого сталеплавильного завода и окружен хромакейными экранами. Все, что мы видим вокруг него, создавалось позже с помощью визуальных эффектов.

Видео о съемках в декорациях Манкомпа

«Сегодня все стараются сделать компьютеры как можно меньше и как можно легче, - продолжает  Уоррен, - но мы подумали, а что, если наше будущее развивается в другом направлении, где размер имеет значение. Поэтому все компьютеры большие, с огромными плоскими экранами. Это круто. А главный компьютер должен быть просто гигантским, потому что он содержит все данные – население всей планеты, их желания, мечты, нужды и все, что они потребляют и производят – в нем. Он был построен лет 50 назад, поэтому сделан из бетона и все еще работает на пару».  Забавная деталь – информацию здесь принимают и передают с помощью воды – в фильме мы видим колбочки-дискеты и трубки пневмодоставки этих колбочек. Терри Гиллиам в своем репертуаре!

Интересно, что офис фирмы, в которой работает Коэн, снимали в фойе концертного зала Афианариум, где была построена соответствующая декорация, больше напоминающая карусель. Сотрудники фирмы ездят по офису на роликах и скейтбордах. Главным референсом этой декорации была… Уолл-стрит, только раскрашенная в яркие цвета. Так декорация напоминала игровой автомат. «Собственно, она отражает суть инвестиций и банковского дела», - говорит Уоррен.

Съемки приходилось планировать с четырех утра до четырех дня, чтобы не сталкиваться с одетыми во фраки слушателями, идущими на концерты Брамса или Листа.

Реальное помещение электролаборатории!

Кабинет врача снимали… в технологическом центре в Бухаресте – в лаборатории для испытания электрооборудования с огромными генераторами Ван дер Граафа и намоткой Теслы.  «Когда смотрите на эту комнату в фильме, кажется, что половина сделана с помощью CGI, – говорит Уоррен, - но нет, это реальное помещение с реальными генераторами! Оно будто вышло из детской научной фантастики».

Парк развлечений Кэрол-парк снимали в огромном мемориале, посвященном Второй мировой войне. Раньше там никто не снимал.

Концепт парка

«Мы украсили парк шарами, синими арками с шипами и тому подобной мишурой, - рассказывает Уоррен. – В сценарии был обычный парк, с травой и деревьями, но Терри не может снимать обычный парк. Ему нужно добавить на экран своего уникального визуала. Да, и парня, улетевшего на шариках, в сценарии тоже нет».

Всего фильм снимали в девяти локациях, которые Гиллиам нашел через Google Earth – «так я занимаюсь поиском локаций сегодня» - смеется режиссер.

Что касается пляжа – это абсолютно искусственное место, созданное в павильоне с водоемом. Его украсили водорослями и цветами, а также – камнями из полистирола. Остальное было дорисовано с помощью визуальных эффектов. Картинка здесь слишком открыточная, и облака не двигаются. Но зритель принимает этот вид, потому что по сюжету герой находится в виртуальной реальности.

Несколько сцен снимали под водой, причем, это не только те сцены, в которых персонажи действительно находятся под водой, это также сцены в невесомости. Причем, для их съемки требовалась совершенно чистая, отфильтрованная вода, чтобы ее было не видно в кадре. Перед съемками этих кадров студии пришлось починить свой павильон для подводной съемки, чтобы туда не попадали грунтовые воды и не засоряли безупречно чистую жидкость.

Фильм сняли за 37 дней, с опозданием всего на один день.

Визуальные эффекты

Для картины понадобилось 250 сцен с визуальными эффектами. Прежде всего – это кадры с пляжем, потому что его вид не был утвержден до съемок – на него не хватило времени.  Пришлось его доделывать уже после окончания производственного процесса.

Еще одним объектом, созданным исключительно с помощью CGI, была черная дыра. Это космическое явление представляет все страхи главного персонажа – это метафора, полное ничто. Попасть в черную дыру – самое страшное, что может с тобой случиться.  

Самым сложным было воплотить математические вычисления на экране, они обычно выглядят крайне скучно. «В таких фильмах, как «Игры разума», мы часто видим на экране цифры и уравнения, - рассказывает Гиллиам, - но мы пошли немного иным путем – с помощью объектов. Из кубов персонаж строит объект, и тот может развалиться, если куб не подходит. По сути это компьютерная игра, она добавляет в фильм немного экшена, иначе это был бы просто некто, глядящий на цифры на экране».

«Мы нашли референс еще до начала работы, - объясняет Уоррен, - нечто под названием куб Менджера – фрактальное пространство, созданное из кубов». В фильме это – некая визуальная оболочка для программирования и вычислений.

Конечно же, визуальный мир фильма неполон без костюмов, но об этом будет другой рассказ. Ниже - фитчуретка о съемках.

Надежда Маркалова по расширенному пресс-релизу и всея интернету.

 
Алина Фролова | 04.07.2014 12:13
интересный фильм должен быыть
Ответить | Поделиться
Надя Дорофеева | 03.07.2014 16:31
взрыв мозга от фильма\n
Ответить | Поделиться
Максим Киреев | 03.07.2014 14:41
интересно
Ответить | Поделиться
Сергей Филипов | 02.07.2014 16:21
ну что же у всех вкусы разные может и понравится\n
Ответить | Поделиться
Галина Свиридова | 02.07.2014 16:01
наверное режиссер был под кайфом, когда снимал это кино
Ответить | Поделиться
Надежда Маркалова | 03.07.2014 20:31
он 25 лет снимает такое кино - под кайфом столько не проживешь :)
Ответить | Поделиться
Алексей Кирилов | 02.07.2014 12:36
остался в раздумьях, о чем фильм, стоит идти на него!!! просто после прочтения этой статьи осталось много не понятного
Ответить | Поделиться
Надежда Маркалова | 02.07.2014 15:28
Эта статья не о том, о чем фильм, а о том, как его делали. Это не рецензия, чтобы вам стало понятно, идти на него или нет. Тут такая штука вы либо любите Гиллиама или нет. Потому что просто сказать "про что фильм" в данном случае очень сложно. Это авторское кино, а не просто там боевик или драма. По-простому не скажешь.
Ответить | Поделиться