Индиане Джонсу – 35!

14 Июня 2016 07:55

В прошедшие выходные исполнилось 35 лет картине «Охотники за утерянным ковчегом», давшей жизнь одному из классических персонажей современного кино – Индиане Джонсу. Мы предлагаем вернуться назад во времени и посмотреть, как создавался этот шедевр.

Это известный факт, что Индиана Джонс – детище Джорджа Лукаса, которому расхотелось снимать фильм самому. Поэтому, когда Спилберг пожаловался другу, что ему не дают снимать Джеймса Бонда, Лукас сказал: «У меня есть нечто получше», и достал сценарий «Охотников за утерянным ковчегом». Изначально у Джонса была фамилия Смит, но так казалось, что создатели «украли» персонажа из телевестерна, главного героя в котором звали Невада Смит. Ведь Индиана – тоже название одного из штатов Америки. Поэтому решено было сменить фамилию героя на Джонс.

Съемки начались 19 июня 1980 года, из Лондона группа направилась в Ла Рошель. Да-да, ту самую Ла Рошель, где «после дождя так пахнут розы».  Начать съемки предстояло с кадров из середины фильма, когда герои оказываются на фашистской подводной лодке. Подлодку строить было не на что, но продюсеры фильма узнали, что в Ла Рошели снимается немецкий фильм Вольфганга Петерсона «Лодка», и одолжили подлодку у немцев. Подлодку нельзя было выводить в море, если волны превышали один метр в высоту. Но никто в команде Спилберга не мог сказать, какого размера в море волны, и для этого выписали специалиста. Все-таки подлодка была очень дорогим оборудованием, а французская метеослужба, как назло, в эти дни устроила забастовку. Но все обошлось, погода была милостива, и съемки этих сцен закончили на 15 минут раньше, чем планировали. И это был невероятный успех, потому что съемки в море (и Спилберг знал это лучше, чем кто-либо другой – к тому времени он уже сделал «Челюсти») могут задержать график на дни, если погода не позволяет работать на воде.

 

Форд и Спилберг в Ла Рошели

Съемка сцены, не вошедшей в фильм - Индиана Джонс на перископе подлодки

Идет строительство декорации Колодца душ

В конце июня команда картины вернулась в Лондон, где обосновалась на студии Эльстри, там же, где снимались три первые серии «Звездных войн». Из девяти павильонов студии восемь были заняты съемками, а один служил складом и мастерской по строительству будущих декораций.

Декорация, по которой катился валун, он справа

Первая декорация, которая пошла в дело – перуанский храм, в котором Инди находит золотого идола.   

Путь для валуна был проложен специально. Техники уверяли, что смогут остановить каменного убийцу в любом месте декорации

Так выглядел отснятый материал. Это классическая сцена в кино

Огромный каменный валун, что катился за Инди, был сделан из легкого пластика и оргстекла, но, будучи 3,6 метра в диаметре, он все равно весил 136 кг и легко мог нанести травму. Прокат валуна по декорации был сделан так, что техники могли остановить его в любой момент (но все-таки наверняка не мгновенно). Сцену репетировали несколько раз с каскадером. И только убедившись, что все работает, как часы, Спилберг позволил Харрисону Форду отснять пробег. Снимали сцену пятью разными камерами, вернее, одной, но с пяти позиций, для каждой позиции делали по два дубля. Итого, Харрисон Форд убегал от валуна целых десять раз! Позже, осознав всю ответственность, Спилберг говорил: «Харрисон – чертов счастливчик, ему повезло десять раз подряд, а я был дураком, что позволил ему это сделать!» Возможно, это таки не везение, а хорошая работа инженеров и техников? Спецэффектами на площадке заведовали Норман Рейнольдс и супервайзер механических эффектов Кит Уэст.

Спилберг и копия Альфреда Молино

Харрисон Форд, оператор Дуглас Солоком и Спилберг обсуждают съемочный план

Идут съемки

Идет строительство декорации комнаты с картой

Для сцены в Колодце душ было заказано несколько сот змей – за три месяца, чтобы они смогли вылупиться из яиц. По сценарию змеи должны были бояться огня, но никто не проконсультировался с самим змеями. Хладнокровные твари любили греться у источника тепла, и не спешили уползать от  факелов.

В этих кадрах между актером и коброй располагалось стекло

В связи с тем, что среди змей были ядовитые кобры, закрывать дверь павильона было запрещено – прямо за открытыми дверями павильона, тоже с открытыми дверями, дежурили скорые и врачи в белых халатах со шприцами, полными противоядий. Съемочная группа работала в сапогах и в защитной одежде. А вот актриса Карен Аллен в этих сценах босиком и в легком платье. Не удивительно, часто в отдельных кадрах ее заменяла каскадерша, и даже – дрессировщик змей, которому ради этого пришлось брить ноги.

Сцены внутри салона Мэрион тоже снимались в павильоне Эльстри. Одновременно в предыдущем павильоне вторая съемочная группа снимала трюк, в  котором Индиана Джонс роняет одну из статуй шакалов в Колодце душ. Вместо Форда трюк исполнял каскадер Мартин Грейс. У подножия статуи был установлен гидравлический таран, а стенку, на которую статуя должна была упасть, заранее разрушили.

Небольшое видео о съемках фильма

Съемки с огнем в баре Марион чуть не повлекли за собой пожар. Но продюсер Фрэнк Маршалл вовремя увидел, как языки пламени лижут потолок павильона. Если бы пожар перекинулся на псевдо снег из пенопласта, который сыпали снаружи, это была бы катастрофа.

В это время из Америки прибывает Ричард Эдлунд, супервайзер спецэффектов для ILM – предстояли съемки сцены открытия ковчега, в которые позже нужно было вставить спецэффекты. В этой сцене группу нацистов окружают призраки, а потом пронзают лучи пламени. Во время съемки  нужно было создать интерактивный свет. На груди у каждого солдата висела освещающая лицо лампочка, а под одеждой «проложены» крошечные светодиоды. Так на спинах солдат появлялись светящиеся квадраты.

Эти сцены было довольно сложно ставить, потому что артисты не знали, как будет выглядеть летающая вокруг них нечисть, и на что им нужно реагировать. Поэтому Спилберг объяснял каждому, что и как делать. После съемки несколько сегментов декораций отправили в ILM, чтобы команда студии могла воссоздать декорацию в миниатюре и снять все нужные оптические эффекты.

 

Фильм получил «Оскар» за спецэффекты

Кстати, призраки были сняты в аквариумах – это позволило воссоздать плавучие движения их одеяний. Что касается превращающейся в череп девушки, эту роль сыграла модель, череп, однако, был создан отдельно, а потом одно изображение наложили на другое с помощью наплыва.

Аниматоры пробуют покадровую анимацию кукол

Одна из кукол для подводных съемок

Модель призрака

Анимация моделей

Три главных актера в этой сцене, я имею в виду Беллока, Тохта и Дитриха – их персонажи стояли у самого ковчега – прошли через процедуру снятия слепка в тех положениях, в которых они позировали в конце сцены во время съемки. Голову Дитриха сделали полой, а потом просто вытянули из нее весь воздух. Тохт расплавился – его голова была сделана из желе – слоеного желе разного цвета, рядом с ним было установлено несколько тепловых пушек, которые медленно плавили желе. А потом в оптическом отделе специалисты пропечатали эти кадры в ускоренном темпе. Голова Беллока же просто взорвалась. Но для получения нужного возрастного рейтинга эти страшные кадры пришлось слегка засветить.  

Подготовка к съемке одной из голов

Отсняв все в студии Эльстри, съемочная группа переместилась в Тунис, в то же самое место, где ранее снимали «Звездные войны». Место было обжито и хорошо знакомо команде Лукаса. Здесь съемки проходили в довольно тяжелой обстановке – было невыносимо жарко. Температура достигала 57С, так что даже думать было сложно (это было самое жаркое тунисское лето за 29 лет). Кроме того, съемочную группу свалила дизентерия.

Драку у летающего крыла фактически импровизировали – кадр за кадром, движение за движением.  И один раз Харрисон Форд так увлекся, что не заметил колеса самолета, который крутился на месте – и его нога оказалась под колесом. И вот  тут его спасла жара – если бы колесо не стало мягким от нагретого песка, не избежать ли Форду травмы. Но все обошлось.

Тем временем команда Кита Уэста минировала самолет. Забавно, что местные пожарные долго не могли потушить огонь – загорелись их собственные шланги, а соседние машины уже слили всю воду. Это была настоящая комедия.

Известный трюк, вошедший в историю кино – трюк под грузовиком. Этот трюк был придуман – и проделан – каскадером Якимой Кэйнаттом. В фильме Джона Форда «Дилижанс» он проскальзывает под упряжью из шестерки лошадей. В том же 1939 году он проделывает этот трюк с каретой в фильме «Зорро против легиона»: проскальзывая между колесами, он влезает на карету сзади. Каскадер Терри Леонард очень хотел повторить знаменитый трюк, поэтому он сам уговорил Спилберга включить его в картину.

 

Съемка опасного трюка

Для съемки трюка на дороге вырыли узкую длинную «колею», пролегающую между колесами грузовика, потому что, как оказалось, грузовик не имел нужной высоты подвески. За рулем транспортного средства сидел другой каскадер – Гленн Рэндалл.  Трюк был проделан без приключений и вошел в историю кино, как один из самых зрелищных.

Спецэффекты:

Подготовка модели подлодки к съемке

Вверху: съемочный план, внизу: готовый кадр с дорисовкой (мэттпейнтом)

Сцену посадки в самолет снимали на сухой земле, поставив перед самолетом небольшой бассейн с водой, чтобы вода отражалась в его корпусе

Мэттпейнт для этого кадра

Финальный кадр с реальной водой

Спилберг говорит, что это один из редких своих фильмов, которые он может смотреть как зритель, забывая, что он сам снял его.

 
Екатерина Леонова | 15.06.2016 05:48
Да, сам процесс был для них по-видимому как целое приключение! Вот это да! и, конечно, посмешил дрессировщик змей с бритыми ногами - жаль фото нет)))
Ответить | Поделиться
Надежда Маркалова | 15.06.2016 10:35
Да, очень жаль!
Ответить | Поделиться