Василий Соловьев: «Хочу делать зрительское кино!»

17 Декабря 2016 17:40

Картина «Хороший мальчик» в этом году оказалась одним из лучших фильмов года, «темной лошадкой», которая появилась неожиданно и принесла массу положительных эмоций.

Фильм, рассказывающий о неделе жизни одного неглупого, но немного наивного подростка, стал своеобразной сенсацией: он был одновременно фестивальным и зрительским, что в нашем кинематографе случается крайне редко. Это доброе и светлое кино, а такого в нашей жизни не хватает почти всегда. У нас есть интервью с одним из продюсеров картины Василием Соловьевым, который делится своими планами по производству зрительского контента.

- Василий, вы являетесь продюсером недавно вышедшего в прокат фильма «Хороший мальчик». Кому и как пришла в голову идея создания этого фильма?

- Идея фильма пришла в голову сценаристам Михаилу Местецкому и Роману Кантору. Они поначалу представляли себе такой современный вариант фильма Элема Климова «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен». Когда мы встретились, то Местецкий предложил эту концепцию, и она нам понравилась. Основным сюжетом были приключения школьника, которому родители, другие взрослые и прочие обстоятельства всё время мешают выспаться. Сценаристы вспоминали своё детство, перекладывали обстоятельства собственного взросления на современную жизнь. В процессе работы над сценарием настрой стал более серьезным, более философским, и появилась идея сделать «Осенний марафон» для детей. Также сценаристы находились под впечатлением от фильмов «Академия Рашмор» и «Курьер». Они ребята насмотренные, впечатлительные. Местецкий хотел снять свое кино о непростой жизни подростка. Мы этот порыв поддержали и эмоционально, и финансово. Но затем Михаил охладел к сценарию, рукопись осталась у нас, и мы заканчивали работу над фильмом так, как считали правильным.

- Почему вы решили закончить карьеру спортивного комментатора?

- Да там и карьеры-то особой не было. Так, работа в теплом и семейном коллективе. Она больше была похожа на оплачиваемое хобби. Свободное расписание, свобода творчества, дружеские взаимоотношения. Наш канал был не вечен, да и развиваться внутри него не представлялось возможным – у комментатора есть потолок, выше которого уже не прыгнешь. Ну, съездил на чемпионат мира, ну, съездил на олимпийские игры – что дальше? Опять по новой? Да и денег не прибавляется, куража нет, драйва нет. Заниматься на канале административной работой под чьим-либо руководством – это, вообще, не для меня. Единственным выходом был собственный бизнес, и мне предложил им заняться в партнерстве мой друг детства. В общем-то, это было продолжением продюсерской телевизионной деятельности, но уже как отдельное юридическое лицо.

- Как вы решили учредить кинокомпанию «2D Целлулоид»?

- Мы всё искали, с чего бы начать. Хотели снимать кино о спорте, читали сценарии, пытались свои генерировать. Но потом встретили Местецкого, и он, как я уже говорил, увлек нас идеей фильма о школьнике. Когда мы договорились с Михаилом о сотрудничестве на этом проекте, он отправился писать сценарий, а мы пошли регистрировать кинокомпанию. Вообще-то, юридическое лицо – это всё очень большая условность, пока не дашь ему имя, образ, не насытишь его контентом, людьми, энергией. В те годы компания – это были мы двое. Бестолковые, но ищущие. Сейчас у «2Д Целлулоид» есть свое лицо.

Расскажите про работу над «Хорошим мальчиком?». В фильме снимались Семён Трескунов, Михаил Ефремов, Константин Хабенский. Как вам работалось с ними?

- С актерами, прежде всего, имеет дело режиссер. Наверное, у неё и стоит об этом спросить. Оксана, конечно, была счастлива с ними работать. Продюсер – лишь администратор, бизнесмен, немного политик. Что касается актеров, то чем профессиональнее человек, тем легче и приятнее с ним работать. Профессионализм включает в себя не только актерский талант и подготовку, но и человеческие взаимоотношения, поведение на площадке, а также команду. Все названные вами актеры профессиональны. Константин Хабенский очень много работал над образом. Придумал много фишек, которые раскрывали характер персонажа папы Коли. Плюс мы очень сдружились с командой Фонда Хабенского – прекрасные люди. Михаил Ефремов был более сдержан в творческих порывах – у него персонаж был классический, без выкидонов. Семен Трескунов, несмотря на актерский талант и присущий ему профессионализм, он, как подросток, ещё очень сильно подвержен влиянию извне, попытке подстроиться под поведение взрослых. Поэтому у меня, как у продюсера, больше воспоминаний об общении с его окружением, нежели с самим Семёном.

Расскажите о продюсерской стороне работы над фильмом. Продюсерами также были Фёдор Бондарчук, Анна Пескова и другие. Не было ли у вас творческих разногласий?

- У продюсеров на этом проекте творческих разногласий не было. Начала мы работать вдвоем с моим компаньоном Юрием Храповым. Пять лет пытались начать съёмки, но постоянно что-то мешало. Может, мне просто надо было уйти из комментаторов и уже заняться делом. Затем к нам присоединилась Анна Пескова, с которой у нас поразительное взаимопонимание по всем вопросам. Сплоченность продюсеров во время работы над финальной версией монтажа помогла нам добиться того эффекта, к которому мы изначально стремились – высокохудожественный фильм со зрительским потенциалом. То есть, чтобы нас ждали, как на фестивалях, так и в кинотеатрах. С компанией Art Pictures мы начали сотрудничать на этапе монтажно-тонировочного периода. Сначала нам помог Дмитрий Рудовский, сделав несколько корректировок к монтажу и предоставивший мощности своей компании. А когда мы выиграли «Кинотавр», то попросили Фёдора Бондарчука поддержать наш фильм своим участием, чтобы максимально продвинуть его перед прокатом, что он с удовольствием и сделал. Может быть, звучит это всё скучновато, но это были жаркие деньки. Каждый приложил максимум усилий, чтобы наш фильм получил такую интересную судьбу.

На съемках

Кинокомпания «2Д Целлулоид» является организатором флешмоба #чищузубыпомогаю. Расскажите об этом.

- Дружба с Константином Хабенским натолкнула нас на мысль о каком-нибудь совместном проекте с его благотворительным Фондом. Мы очень долго искали техническое решение подобного взаимодействия и нашли, как мне кажется, нетривиальный путь. Соединив усилия создателей фильма, активистов Фонда и руководителей компании SPLAT, мы получили акцию, которая сейчас активно живет и развивается в интернете. Мы предложили пользователям поддерживать подопечных Фонда Хабенского своей активностью, которая приносит вполне ощутимые плоды. Работает это очень просто: размещаешь фото или видео, посвященное чистке зубов, ставишь хэштег #ЧищуЗубыПомогаю, и за каждый такой хэштег компания SPLAT переводит 10 рублей в Фонд Хабенского. Сотни тысяч рублей уже поступили на счет этой организации. Это очень здорово. Отдельное спасибо хочется сказать агентству DTPro, которое помогло нам выработать эту схему с компанией SPLAT.

Я слышала, что из-за нехватки средств на завершение «Хорошего мальчика» вы заложили свой автомобиль. Это правда?

- Правда. И это довольно скучно и прозаично. Никакой романтики, надо сказать. Так уж получилось, что прямо сегодня нужны были деньги, и так быстро их мог выдать только автоломбард. Что сказать, надо было быть расторопнее. Сейчас, по окончании проката, мой любимый автомобиль ко мне возвращается. Знаете, когда такие вещи происходят, начинаешь понимать, что не в автомобиле и деньгах дело.

Вы выпускаете книгу о закулисной жизни кинопродюсера на примере историй со съемок «Хорошего мальчика». О чём будет эта книга? На чём будет главный акцент? Когда мы сможем прочитать её?

- Книга выйдет уже совсем скоро, горяченькая, из печати. Моя книга – это инструкция, какие ошибки стоит совершить, чтобы снять такое кино. Вся наша жизнь состоит из ошибок, а если ты только что открыл компанию в индустрии, о которой имел весьма относительное представление, то ошибок будет очень и очень много. Многие учат, как не совершать ошибок, а я считаю, что если бы не ошибки, то мы не сняли бы этот фильм, не выиграли бы «Кинотавр» и не преуспели в прокате. Другое дело, что все эти ошибки надо уметь оборачивать в свою пользу, быть гибким. А самое главное, не повторять их вновь и вновь, так как это всё-таки ошибки. В общем, книга будет интересна тем, кто хочет заниматься кинобизнесом в России, и тем, кто просто хотел бы знать, как там у нас в кинематографе всё устроено.

Также недавно вышла художественная книга «Хороший мальчик» по мотивам фильма — в чем ее интерес для тех кто не смотрел фильм, и для тех — кто смотрел.

- Знаете, наш сценарий был куда объёмнее фильма. Многие моменты пришлось удалить ещё на стадии подготовки, не говоря уже о монтаже, когда было сокращено около получаса материала. Книга позволяет вместить в себя всё то, что в итоговую версию фильма не попало. Плюс ко всему, кино и книги живут по разным законам. Хороший финал для фильма и хороший финал для книги – это совершенно разные вещи. И абсолютно логичные. Поэтому книга даст вам абсолютно другие ощущения от прочтения. Тоже позитивные и оптимистичные, но другие.

Расскажите о своих планах?

- Снова будем снимать кино. У нас сейчас в подготовке находится очень много фильмов и сериалов. Сами пишем сценарии, ищем на стороне, разрабатываем, дорабатываем – большой процесс. Сейчас я нахожусь в Таиланде на отборе локаций и кастинге для одного из наших следующих проектов. Мы хотим делать фильмы, которые будут привлекать миллионы зрителей. Для этого необходимо много работать, быть мудрым и изворотливым, а ещё нужно немного удачи, чтобы всё для проекта сошлось. Вот я и работаю. И мои партнеры, наши сотрудники, друзья, жены, дети – мы все в одной лодке. Это здорово. Я нашел людей, с которыми хотел бы быть вместе до конца жизни. Разве это не прекрасно?! В этом для меня весь смысл.

 
Семен Петренков | 19.12.2016 12:18
С удовольствием посмотрю его следующие фильмы!
Ответить | Поделиться
Надежда Маркалова | 19.12.2016 20:05
Да, мы тоже будем ждать.
Ответить | Поделиться
Екатерина Леонова | 19.12.2016 05:38
Какое замечательно интервью! Прямо чувствуется, как светится человек от этой работы, от снятого и еще не снятого кино! Желаю ему удачи!
Ответить | Поделиться