Белый дом в Париже: создание декораций к фильму «Джеки»

20 Февраля 2017 23:11

Влияние Жаклин Кеннеди на культурное наследие Америки, и, главное – на осознание этого наследия американцами, нельзя переоценить. Пабло Ларрэйн попытался отразить это в своем фильме, и заглянуть внутрь личности самой Джеки – в самый тяжелый отрезок ее жизни.

Но для этого нужно было скрупулезно восстановить ту среду, в которой существовала тогда эта молодая женщина, и, прежде всего, среду предметную. И вот в этом на помощь режиссеру приходит художник-постановщик картины Жан Рабасс.

«Для меня проект «Джеки» начался в августе 2015 года, – говорит Рабасс. – Съемки должны были начаться 23 ноября, так что впереди было всего 11 недель подготовки, чтобы вникнуть в сценарий, проанализировать документы и историческую составляющую, найти архивы и планы Белого дома, рассчитать бюджет, найти локации не только для постройки декорации, но и для натурных съемок, построить, сделать скульптуры, покрасить, найти ткани, мебель и реквизит, и наполнить декорацию деталями».

«Главной задачей было не столько воссоздание хорошо задокументированной предметной реальности того времени, – говорит декоратор Вероника Мелери, - но, прежде всего – демонстрация личности молодой женщины, жены и матери, которая прошла через страшное испытание – с помощью этой предметной реальности».

Режиссер Пабло Ларрэйн хотел воссоздать дух 60-х, личность и предпочтения  Джеки Кеннеди, но также – исторический дух Белого дома тех времен. Нужны были точные данные о том, как выглядел Белый дом изнутри в то время – документы и фотографии эпохи. В этом команде помогал эксперт по дизайну и декорированию Белого дома Уильям ДеБиазио.

Жан Рабасс много работал в США на постановках Цирка Дю Солей, и у него сложилось свое представление об американцах. «У меня такое чувство, - говорит он, - что американцы не представляют собственной истории искусств и архитектуры, а это очень важно! Кажется, американцы считают, что у них нет права на «присвоение» этой части предметной истории народа. И Джеки была тем человеком, который обратил на это внимание – на то, что у Америки есть своя предметная история. Она призвала уважать Белый дом, как ее часть. Представляете, французская команда должна была воссоздать часть американской истории?».

Однако, связь декора Белого дома с французскими дизайнерами примирила команду художника-постановщика с этой задачей.

«Возможно, тот факт, что мы – не американцы, позволил нам взглянуть на эту задачу со стороны», - говорит Вероника Мелери.

Идет строительство декораций

Нужно было построить Овальный кабинет и другие известные помещения, а также личные апартаменты четы Кеннеди, спальню Линкольна и все коридоры второго этажа. Причем, Джеки отдала распоряжение переделать Овальный кабинет к их возвращению из Далласа, чтобы это было сюрпризом для мужа. Так что, Джон так и не увидел этого красного ковра и новых штор, которые она для него выбрала.

Декорация овального кабинета

Декорация и ее строительство

Всего нужно было выстроить 50 метров декораций, которые заняли все 603 кв. метра площади студии Studio 5 в Сите дю Синема под Парижем. Кроме того, пришлось воссоздать Восточную комнату, которая тогда превратилась в гостиную. Конечно, специалисты увидят разницу между тем, что на экране и тем, что было в действительности, но стиль той эпохи был выдержан (а с тех пор Белый дом претерпел множество изменений).

Каждый человек в команде отвечал за свой фронт работ: кто-то за поиск исторических документов, кто-то – за стройку, за такни тоже отвечал особый специалист.

Часть информации было добыто из документального фильма «Тур по Белому дому с миссис Джон Ф. Кеннеди», снятого в феврале 1962 года, реконструкцию которого мы увидели на экране. В оформлении Белого дома Джеки принимала решения, исходя из задачи показать американцам, что у этой мультикультурной нации есть богатая история, которой стоит гордиться.

Помогло то, что часть мебели в стиле ампир, была привезена из Франции, так что ее взяли напрокат у различных антикварных мебельных магазинов, а также на складах кинореквизита в Англии, у антикварных дилеров в Брюсселе и Голландии. Из Лос-Анджелеса привезли типично американскую мебель, которую не смогли найти во Франции. Среди вещей, которые предстояло найти в Америке, были сундук в спальне Джона Кеннеди, телевизоры и другие гэджеты того времени, книги для библиотеки, папки с документами ФБР и ЦРУ, которые стояли на полках в кабинетах Кеннеди и Джека Валенти, и несколько книг для спальни Джона. Кстати, эту спальню зрители в фильме видят только мельком, но она была выстроена полностью со всеми деталями, включая необычную кровать и кресла, которые нужно было обтянуть аутентичной тканью, к счастью, ее до сих пор производят во Франции. Важным элементом интерьера была коллекция книг. Супруги Кеннеди были активными читателями, эту любовь к книгам они передали и детям.

Личные апартаменты Кеннеди

Мебель также пришлось заново обтягивать нужными текстурами, потребовались и занавески с определенным рисунком – для спальни Джеки. Это сделала компания Tillett Textiles & T4 в Шеффилде, Массачусетс, которая хранила исходный рисунок в своих архивах. Они же поставили и ткань для гостиной в Хайанис Порт.  

«Совладелец фирмы Патрик МакБрайд также прислал мне фото Джеки в кресле в саду Кейп Кад, на котором видны подушки с дизайном ракушки на принте, - говорит художник-постановщик. – Мне показалось интересным найти подобный дизайн в интерьере дома, пусть и неявно. Его бабушка была знакома с Джеки и делала те же принты для их дома в Хайанис Порт и для Белого дома. Мы также нашли синюю ткань с херувимами – для спальни Джеки – от той же компании. В лондонском универмаге Herrods мы нашли простыни и покрывала, которые выглядели так же, как те, что на старом фото Джеки. И когда я связлся с французским поставщиком, оказалось, что один из основателей фирмы эмигрировал в Лос-Анджелес в 30-е годы и поставлял шелка кинозвездам. Они и поставили в Белый дом постельное белье, а еще – вышили скатерть для гостиной в 60-е. Именно ее и запечатлели на исторических фото с официальных приемов».

Лепнина для гостиной

Скатерть и аксессуары для гостиной

Чтобы можно было повторить историческую съемку, нужно было точно воссоздать все попавшие в кадр предметы: торшеры бальной комнаты, огромный девятиметровый стол в гостиной и все кресла к нему, а также скульптуры и зеркала. Изначально планировалось арендовать обычные предметы, но в итоге таких вещей очень мало. В большинстве случаев пришлось, как минимум, заново обтягивать или красить мебель.

Все абажуры в Белом доме были уникальными, светлыми по тону и теплыми или холодными по цвету, в зависимости от цветового решения и атмосферы комнаты, где они находились.  Люстры и канделябры пришлось делать специально – это важные элементы интерьера. Несколько люстр были сделаны в Гонконге, и их пришлось арендовать. Некоторый высококачественный реквизит пришлось арендовать у дилеров антиквариата в Париже и Лондоне. Джеки работала с двумя американскими декораторами Анри Франсисом дю Понтом и Sister Parish, а еще со Стефаном Будиным из Maison Jansen в Париже. Эта компания одолжила нам настоящие альбомы с примерами тканей, которые они поставили в Белый дом, и это позволило сделать копии аутентичных тканей для фильма.

Шесть обивщиков работали три месяца, привлекая к работе до 30 человек: мебельщиков, художников, декораторов, ассистентов и студентов. В итоге в общей сложности над декорациями работало 150 человек. Они обеспечили съемочную группу всем необходимым, включая любимые газеты и бижутерию Джеки, чтобы воссоздать атмосферу ее личной гардеробной.

Команда фильма просмотрела все фотографии в музее Кеннеди и на сайте Белого дома, и нашла фото всех аксессуаров в кабинете Джона Ф. Кеннеди, даже резиновое пресс-папье, на котором он вырезал послания в моменты стресса во время сражений в Тихом океане. Был составлен список всех семейных фото на его столе, а также найдены любимые модные журналы Джеки, все книги на тумбочке у кровати и каждая вещь в ее ванной комнате - все это было заново создано до мельчайшей детали.

Концепт-арт гардероба Джеки

Декорация гардероба

Джеки в декорации гардероба

Проект спальни и декорация

«Мы воссоздали всю атмосферу помещений, в которых в то время жила Джеки, – говорит художник-постановщик. – Но все это осталось бы мертвым музеем, если бы не актеры, которые оживили весь интерьер».

«Меня удивило, сколько материалов об архитектуре Белого дома находится в свободном доступе, – продолжает Жан Рабасс, – Мы легко нашли, какие картины висели в нем в то время, заполучили сканы этих картин, их точные размеры и место расположения. Мы даже нашли планы перепланировки Дома, сделанные в 1952 году, которые дали нам информацию о лепнине и архитектуре частных апартаментов в Доме».

Кстати, картины в фильме, конечно, были принтами на ткани, но чтобы избавиться от ощущения принтов, художники вписали несколько мазков кистью в каждую картину для создания текстуры живописного полотна.

Для создания планов декорации потребовалось 12 чертежников. Иногда приходилось «переводить» в чертеж фотографии. А например, по Овальному кабинету были доступны только текстовые описания.

Что касается самолета президента, то здесь помог архив компании Boeing. Например, стало известно, что пастельное белье Джеки для самолета было вышито в Париже. Кроме того каждое кресло в самолете было восстановлено по фотографиям. Президент Джонсон принимал присягу в этом же самолете, так что, все подробно задокументировано, поэтому пришлось восстанавливать по фото все детали. Нужно было придумать комнату президента на самолете и воссоздать раковину, над которой Джеки смывает его кровь со своего лица.

План самолета президента

А чтобы показать кадры, в которых видна дверь самолета, пришлось купить настоящую дверь от Боинга 737. Ее нашли во дворе ирландского антикварного дома. Для восстановления двери и того, к чему она прилегает, потребовалось два рабочих по металлу, которые работали сорок дней. Кроме того, декорация должна легко разбираться, и все осветительные приборы для съемки должны быть интегрировано в декорацию, потому что это очень тесное помещение и ставить осветительные приборы там было бы некуда..

Превиз и детали декорации самолета, построенной в Парижской студии

Цветовое решение всех деталей интерьера, мебели и тканей было воссоздано по фотографиям Роберта Нудсона. Он в свое время проделал большую работу над документацией всего Белого дома и частных апартаментов. Кроме того, в распоряжении команды были и фото официального фотографа Белого дома Сесиля Уильяма Стоутона.

Некоторые части выстроенной декорации не вошли в фильм, но художник-постановщик считает, что усилия на их создание были затрачены не зря.

«Я никогда не считаю, все ли было показано на экране, - говорит он. – Все декорации – часть кинорассказа, даже если их не показали. И они должны быть готовы для камеры, ведь где-то может мелькнуть тень или отражение. Пустые пространства сразу заметны на экране – возникает иное ощущение пространства – для режиссера, для актеров и в конечном итоге для зрителей».

«Куросава как-то сказал, что качество декораций сказывается на качестве игры актеров, что реквизит и мебель должны быть на площадке, не важно, попадают они в кадр или нет. Просто для аутентичности. И я с этим абсолютно согласен!» - считает Жан Рабасс.

Оператор-постановщик Стефан Фонтейн и художник по костюмам Маделин Фонтейн работали вместе над цветовой атмосферой кадра. Необходимо было найти общую цветовую гармонию тех ярких цветов, что носили в то время. Джеки любила яркие цвета, и это очень заметно.

Кроме того, это помещение должно быть живым, ведь в ней обитала молодая семья с детьми. Это не должно быть мертвым музейным экспонатом.

В Париже снимали четыре недели. А потом съемочная группа переехала в Вашингтон на десять дней. В эти дни команде фильма помогала Халина Гебарович, арт-директор, работавшая над «Карточным домиком», так что, она отлично знакома с предметом.  Среди сцен, в которых она принимала участие, ночная сцена, в которой Джеки видит множество напоминающих ее манекенов. Эта сцена была выдумана по документам, которые говорили о том, что такое вполне могло произойти в то время.

Точно так же по фото были восстановлены и детали похорон: позиции всех людей в процессии, а также – все здания, которые должны были попасть в кадр и их исторический вид. В итоге было достаточно материала, чтобы VFX художники смогли воссоздать историческую действительность событий. На съемках было воссоздано все, что поддавалось предметному воссозданию: марки машин, их цвета, где в какой момент были дети, какие министры и президенты побывали на похоронах, в церкви или на Арлингтонском кладбище.  

Превиз процессии похорон

Кстати, машина, опускавшая гроб в фильме, была той самой машиной, что опускала гроб с телом Кеннеди в тот день, как и катафалк, что вез его к последнему пристанищу. Эти детали одолжил для фильма отдел государственных похорон.

Съемки на реальных локациях постарались провести как можно эффективнее. Большую часть процессии создали на этапе постпродакшна в VFX студии в Париже.  

Съемки Хайаннис Порта были сделаны в Истоне, Массачусетс, за два часа езды от Вашингтона. Съемки на реальной локации были признаны неэкономичными. Именно в Истоне нашли подходящий дом, декорировали его, скрыв все высокотехнологичные гэджеты. Для выстраивания морского пейзажа потребовались визуальные эффекты.

По материалам журнала "Перспектива" и всея интернета

 
Василиса Маркина | 28.02.2017 06:43
Вот это да!!! Там сейчас наверное тоже очень красиво, но тогда - это что-то нечто. Только Зимний наверное было бы дороже снимать
Ответить | Поделиться
Денис Кулагин | 27.02.2017 17:00
Я так понимаю, что фильм уже в кино? Кто уже посмотрел? Есть такие счастливчики? Может поделитесь мнением?
Ответить | Поделиться
Петр Черенков | 25.02.2017 00:03
Опупеть, я меня бы жаба задушила столько денег в декорации вбухать!!!!!\n
Ответить | Поделиться
Денис Кулагин | 21.02.2017 12:38
Сколько ж они туда денег вбухали! Там наверное настоящих домов штук 5 построить было можно за эти деньги!
Ответить | Поделиться
Надежда Маркалова | 21.02.2017 12:45
Часть аутентичных предметов взято в аренду :)
Ответить | Поделиться
Елизавета Рурова | 22.02.2017 12:57
Вообще-то это сделали, чтобы мы все могли эту красоту увидеть! У кого еще есть возможность побывать в американском Белом доме, да еще из прошлого?!
Ответить | Поделиться
Милана Воронова | 21.02.2017 11:54
Бедная Джеки((( Мне ее так жаль - и золота-богатства того не надо, когда из-за этого такое горе(((( Очень хочу фильм посмотреть
Ответить | Поделиться
Надежда Маркалова | 21.02.2017 12:13
Это да!
Ответить | Поделиться
Елизавета Рурова | 21.02.2017 11:34
Вот это красоту они понаделали!!! Хотела сказать, особенно столовая и детская, но тут каждая комната просто великолепна! Побывать бы в настоящем Белом доме! Хотя там сейчас, конечно, другой интерьер, но думаю не хуже явно!
Ответить | Поделиться
Надежда Маркалова | 21.02.2017 12:13
Работа проделана титаническая - собрать все детали, Обалдеть!
Ответить | Поделиться
Оксана Потемкина | 22.02.2017 06:51
Это вообще просто за пределами моего воображения! Вот это да!!!
Ответить | Поделиться
Михаил Сергеев | 21.02.2017 06:49
Да, согласен полностью, она вообще на всю историю оказала большое влияние... а сама возможно и хотела бы быть просто женой...
Ответить | Поделиться
Матвей Дукин | 21.02.2017 06:00
Вот это работу ребята проделали, я аж зачитался! И сам фильм уже жду давно! Странно, не думал, что американцы не чтут свою историю
Ответить | Поделиться