Ростислав Мусаев: «Это фильм о праве на прощение»

10 Апреля 2017 20:33

Относительно недавно мы побывали на съемочной площадке весьма скромного фильма «Герасим» молодого режиссера Ростислава Мусаева. Мы еще расскажем вам об этой поездке, а пока предлагаем интервью с режиссером.

В сторожке на территории церкви живет странный мужчина, он не разговаривает, его не интересуют материальные блага. Горожане за немоту прозвали его Герасим. Добрый, улыбчивый, учтивый. Всем помогает, мимо чужой беды никогда не пройдет. Кто он? Почему такой? Откуда взялся? Вот на эти все вопросы зритель и отвечает по ходу фильма. В нашем интервью режиссер картины Ростислав расскажет о том, как решился взяться за фильм «Герасим» с церковным сюжетом, и почему не побоялся начать свою карьеру с полного метра….

 - Ростислав, информации о вас не очень много, расскажите о себе…

- По специальности я продюсер кино и телевидения, около 10 лет работаю в киноиндустрии. Начинал рабочим на площадке, и дошел до должности директора съемочной группы. Но в определённый момент заинтересовался творческой деятельностью, и стал работать вторым режиссёром. Самая лучшая школа — это практика, именно на площадке я изучал режиссуру и познавал ее азы. Просмотры фильмов, рецензии критиков, книги, учебники — без этого тоже не обошлось. Так все и продолжалось, пока мне не предложили «Герасима»….

- О чем фильм, Ростислав? Что мотивировало вас на выбор данного сюжета?

- Сценарий мне показал Вадим Тартаковский, чтобы спросить моего мнения, ведь моем роду есть священники, и даже я должен был поступить в духовную семинарию. Прочитав сценарий я, конечно, вдохновился и захотел принять участие в этом проекте, но кто бы мог предположить, что после этого разговора я окажусь в кресле режиссера. Думаю, случилось это во многом как раз благодаря тому, что я знаю изнутри церковную жизнь. В работе старался максимально этично показать историю верующего человека. Наш фильм о том, что не бывает черного и белого, добра и зла, что каждый человек глубже, сложнее и многограннее, чем мы видим…. И о том, что каждый имеет право на второй шанс, право на прощение.

- Складывается ощущение, что фильм больше авторский...

- Да, действительно, наше кино больше рассчитано не на широкую аудиторию. В первую очередь, я сейчас готовлю фильм к кинофестивалям. А что будет с прокатом, пока не могу сказать, информация у продюсеров, и мы ещё не обсуждали с ними этот момент.

Первое время скрывали имя актера, исполняющего роль Герасима, уже в пору было думать, что это Безруков, но все оказалось иначе. Расскажите.

- Мы изначально искали неизвестного актера, чтобы не было отсылок к прошлым ролям. Персонаж должен быть чистым для зрителя и его восприятия. Когда мы только познакомились с Георгием, он внешне был полностью готов к роли: то, каким его зритель увидит в фильме, таким я и увидел его на кастинге. Он очень походил на того Герасима, которого мы представляли с Вадимом Тартаковским.

- Были ли какие-то интересные, необычные моменты во время съемок?

- По сюжету наш главный герой Герасим пишет иконы. Мы отсняли часть кадров с иконой, и спустя некоторое время она снова нам понадобилась. Утром, приехав на площадку, я стал ее искать. Не найдя нигде, подошел к художнику с просьбой принести икону, которая сейчас должна быть в кадре. Пауза. Он смотрит на меня и говорит: «а у меня ее нет». Я: «ну как нет, когда неделю назад мы ее снимали? На что он отвечает: вы ею не интересовались, и я ее распилил на кровать. Ту, что стоит в сторожке Герасима»…. Немая сцена. Смех. Потом он сделал новую икону, но этот момент мы не забудем еще долго.

- Был эпизод в фильме, за который вы особенно волновались? - Волнения были, и очень много. Больше всего переживаний было по поводу персонажей: в фильме много героев «перевертышей». В конце фильма зритель понимает, что персонажи раскрылись с совершенно другой стороны… Как я говорил выше, у нас нет черного и белого. 

И я больше всего переживал, правильно ли объяснил актерам состояние, в котором находится герой в тот или иной момент, и эмоции, которые хотел бы видеть. Это оказалось для меня самым большим испытанием. Каждый из артистов предлагает свои, интересные варианты, и ты начинаешь путаться: свое видение или их выбрать? Найти компромисс! Поставить задачу Георгию было еще сложнее: он, как и я, только начинал свой актерский путь. Хотя у него были тоже интересные, не заштампованные идеи.

Например, первое появления Кристины (Лукерья Ильяшенко) было очень важным:  с первого кадра она должна была вызывать у исключительно положительные эмоции, а вот дальше, по ходу фильма, мы узнаем об этой милой на первый взгляд девушке много неожиданного...

И финал — встреча Герасима (Георгий Витязев) и его антигероя Седого (Вадим Цаллати). Мы долго разбирали с актерами этот эпизод, искали правильные эмоции. Тяжелая шестиминутная сцена, которую мы снимали целый день.

- Российский кинематограф открыт к молодым режиссерам, или в нем место только мастодонтам?

- Сейчас в кино колоссальная конкуренция, и тяжело всем. О том, каково это входить в профессию режиссера, даже не хочу рассуждать. Рынку, чтобы развиваться, нужны как  опытные режиссеры, которые уже набили множество шишек, так и молодые, которые не боятся рисковать, идут на эксперименты и имеют свежий взгляд. Хочется, чтобы в нашем кино уделяли больше внимание молодым, давали им карт-бланш, даже. Молодой режиссер, работающий с небольшой командой «за идею», может снять фильм и за 50 000$ тогда как для крупного фильма такой суммы хватит лишь на один съемочный день. У молодежи должно быть больше возможностей для реализации своих идей. У кого-то это получается. Но в основном это частные инвестиции, связи. И это плохо.

- Вы, как мы понимаем, тоже снимали не на государственные деньги?

- Получить субсидию — задача не просто непростая, но еще и не быстрая. Не вдаваясь в подробности, скажу, что мы приняли решение снимать сами. Важно было «поймать» зиму, время года, идеально подходящее под настроение фильма. А ждать год, два, пять, когда появится бюджет на наш проект….

Конечно, поддержка нужна и важна! Необходимый бюджет позволяет лучше подготовиться, дольше снимать, и в результате повысить качество продукта.

- Не боитесь критики? Зрители бывают суровы... - Пытаться угодить всем, это порочная и странная практика. Любые отзывы нужно уметь грамотно отсеивать, и делать выводы, которые тебе помогают расти дальше в профессии.

- Что вы ожидаете от самой картины?

- Чтобы она получилась целостной. Мне кажется для режиссера, особенно дебютанта, это очень важно. Сценарий крепкий, и остаётся малое - сделать фильм, который посмотрит зритель, и он ему понравится.              

- Как вы считаете, для какой возрастной аудитории ваш фильм?

- Все таки не хочется загонять себя в рамки. Конечно, это тема не для школьников, но выпускники вузов и старшее поколение вполне его поймут.

 

 
Олег Фадеев | 12.04.2017 16:36
Я не могу)))))) икону на кровать распилил)) Я конечно понимаю, что икона ненастоящая, но звучит так)))
Ответить | Поделиться
Алеся Шпунто | 12.04.2017 13:52
Я так поняла это его первый фильм - дебют? А до этого он помощником работал?
Ответить | Поделиться
Милана Воронова | 13.04.2017 06:33
Ну да, тут так и написано вообще-то ))) И директором еще съемочной группы) Конечно, творчество рано или поздно всех увлекает, если человек не робот))
Ответить | Поделиться
Маша Васнецова | 12.04.2017 12:33
Так он уже 10 лет(!!) работает? Сколько же ему? И что он еще снимал?
Ответить | Поделиться
Семен Петренков | 12.04.2017 05:59
Эх у меня деда так звали - вот сморю на такую молодежь и понимаю, что не все потеряно
Ответить | Поделиться
Елизавета Рурова | 11.04.2017 15:55
Совсем молодой мальчишка! И умница то какой! Прям обязательно посмотрю ьез всяких сомнений!
Ответить | Поделиться
Оксана Потемкина | 11.04.2017 12:32
Такой парень молодой и такой глубокомыслящий... Очень мне нравится идея самого фильма, надеюсь, это будет интересно в смысле размышления о себе и жизни...
Ответить | Поделиться
Георгий Иванов | 11.04.2017 07:36
Молодец! Не совсем плоха наша молодежь, раз такие фильмы снимает!
Ответить | Поделиться
Анна Самошина | 11.04.2017 06:16
Ну если сам Тарковский хотел фильм снять, то посмотреть стоит... Тем более интересно, как это у молодого режиссера получится
Ответить | Поделиться
Екатерина Леонова | 11.04.2017 05:38
О Боже, там будет Лукерья! Ну все я точно смотрю и мне все равно - авторское это кино или нет!))
Ответить | Поделиться