Теймураз Тания: «Этот фильм о моем детстве!»

21 Апреля 2017 09:28

9 мая на наши экраны выходит комедия «Спасибо деду за победу» начинающего режиссера Теймураза Тании. В картине рассказывается история мальчика Сандрика, которого отец везет знакомиться с его абхазским дедушкой.

Родителей мальчика играют Ксения Алферова и Егор Бероев. А поехать к родителям героев вынуждает житейская необходимость. Однако, поездка оказывается очень благотворной, особенно – для ребенка. Мы поговорили о проекте с режиссером фильма, который оказался очень интересным рассказчиком и замечательным собеседником. Он немного рассказал о событиях картины, и фильм сразу заиграл интересными гранями. Теперь осталось дождаться премьеры и посмотреть, действительно ли он так интересен, как его описывает режиссер!

- Я так понимаю, что это ваш дебют в режиссуре? Расскажите, пожалуйста, как сложился этот проект, как вы решились на смену профессии?

- Да, все правильно вы понимаете. Решение сменить профессию связано именно с идеей создания этого фильма. Частично события, о которых рассказывается в картине, произошли со мной.

Когда мне было 5 или 6 лет, мой дедушка рассказывал мне о войне. Все происходило примерно так, как показано в фильме. И потом я часто вспоминал эти истории и рассказывал их своим друзьям. Это всех очень веселило, и в какой-то момент мне пришло в голову, что это неплохо бы смотрелось в кино. Поэтому из-за этой картины, я пошел учиться на режиссера.

- И потом вы написали сценарий? Это автобиография?

- Нет, это не автобиография, это художественное произведение, в  котором, конечно, многое придумано. Со мной работали авторы, сценаристы, и помогали делать историю. Я писал этот сценарий, пока учился, прямо по ходу учебы. В общей сложности проект занял у меня три года.

- Как складывался проект дальше? Ведь нужно найти финансирование и найти актеров, собрать команду.

- Мы подали заявку в Минкульт, наш проект прошел, и нас пригласили на питчинг. Эту новость мне сообщили, когда я был в отъезде. Я давно дружу с компанией RSS Production, у них за плечами съемки фильмов «Пятница» и «Ч/Б», но это наша первая совместная работа. Мы привлекли разные актерские агентства, пересмотрели, наверное, около 30 детей. Выбрали главного героя - Алексея Онежена, который, можно сказать, играет меня в детстве и Саиду Атарову,  которая играла маленькую абхазочку.

И вот когда уже фильм финансируется, все происходит очень быстро. Мы рассматривали нескольких взрослых актеров, но остановились на Бероеве и Алферовой.

Кстати, когда мы только встретились с Бероевым, я сразу понял, что он будет играть отца. Еще до начала проб мы пообщались, и он рассказал одну вещь, которая меня поразила: в детстве он приезжал отдыхать в Абхазию, именно в тот поселок, в котором я родился и вырос. Поселок Агудзера, рядом с ним расположен санаторий литфонда, куда приезжали отдыхать все работники советского литфонда. И он общался с теми же детьми, которых знал и я. Правда, они были чуть старше, из другого поколения, но это не важно. Когда он начал называть их имена, вспоминать те места, где купался, вышло так сентиментально, меня это так растрогало и зацепило, и я понял – он будет играть эту роль. Потому что, если он знает ту атмосферу, в которой рос я, то он точно подходит. Одним словом, я посчитал, что Егор Бероев должен играть эту роль – это Судьба.

Еще у нас Артем Быстров играет роль военного друга дедушки. Он просто идеально подошел! Сначала я хотел пригласить Андрея Бутусова, но он был занят, и вместо себя посоветовал Артема Быстрова. Он очень точно попал в образ.

Каждый актер, хочу подчеркнуть, справился с задачей на «отлично». Работать было совершенно несложно, вроде бы, это была дебютная работа. Но я получил от работы с этими людьми большое удовольствие.

- Сейчас, с позиции вашего опыта, насколько сложнее работа режиссера по сравнению с актерской?

- Режиссерская работа намного сложнее, потому что режиссер – капитан команды, переживает абсолютно за все: что переживает актер, и за каждого в команде. Режиссер – это связующее звено между всей творческой группой, работающей над картиной.  Он – художник, его видение должно быть главным, он ставит задачи всем творческим сотрудникам. По сравнению с этим актеры – это узкое направление, выполняющее свою актерскую задачу. Конечно, многое зависит от актера, но оператор тоже очень помогает. Режиссер принимает и множество:  развести мезансцену, объяснить актеру задачу, но это ведь далеко не все. Например, нам в сцене нужна зеленая ручка, а у нас красная. Это банальнейший пример, но из этих деталей же и складывается целостная картина. И здесь каждая деталь – на плечах режиссера. А если он еще и сопродюсер – это вообще тушите свет! Там другой фронт работ: как и где найти деньги, которых не хватает, и множество других каждодневных вопросов и мелких задач.

 - А скажите, были ли в вашем фильме сложнопостановочные сцены со спецэффектами?

- У нас довольно простой фильм. Очень сложных сцен нет. Были конные трюки, но не особо сложные…

- Расскажите о самом запоминающемся моменте в процессе съемок?

- Самое запоминающееся, это, наверное, первый съемочный день. Мы снимали российскую границу, нашли и восстановили старый пограничный пост, где нам разрешили снимать. Было очень волнительно. Я думал, что в какой-то момент потеряю сознание от ответственности, которая на мне лежала. До этого всю ночь не мог уснуть. Но все прошло отлично, когда мы отсмотрели отснятый материал, я успокоился, и понял, что мы все снимем. Впереди было еще 30 съемочных дней, но уже было все попроще.

Мне очень понравилось снимать те сцены, где я сам играю молодого дедушку. Дело в том, что дедушка рассказывает истории, и эти истории зритель видит на экране, они иллюстрируются. Их всего пять штук. Они отличаются по стилю от всего остального повествования. Наш фильм состоит из двух частей: история мальчика, который едет в Абхазию и знакомится с дедушкой, и история дедушки, который рассказывает своему внуку про войну.  Конечно, он все утрирует, и как он рассказывает, так мальчик и воспринимает все эти истории. Эта часть, с историями дедушки, она отличается и по краскам, и по контрасту, по манере съемки. Потому что это немного сказочный мир, и там много юмора. Эта часть мне очень нравится.

- Сколько всего времени заняли съемки?

- Мы снимали 29 дней в Абхазии, в то время уже созрели все фрукты, и в перерывах мы бегали в соседские огороды, ели мандарины, хурму, и даже поправились за съемочный период. Все отлично провели это время.

Я, кстати, когда готовился, вошел в форму, так что мне приходилось держать себя в руках.

- И война у вас в кадре будет?

- Война, да. Военные фрагменты – это вымышленные истории. Например, антагонистом нашего дедушки будет сам Гитлер. Мы покажем, будто бы дедушка с Гитлером встречался, и даже предупреждал не начинать войну, но тот не послушал. Все эти истории влияют на мальчика, делают его сильнее и мужественнее.

В конце фильма мальчик становится десятилетним мужчиной: он отвечает за свои поступки, ценит дружбу и любовь, у него появляются другие ценности, более высокие.  Но это комедия, очень веселая, правда, в которой заложен смысл.

- Как вы готовили исторические сцены, ведь нужны костюмы, атрибутика, реквизит?

- Конечно, мы копались в исторических материалах, разбирались, но при этом не пытались очень точно следовать всем реалиям, вплоть до швов на армейской форме. Таких задач у нас не было. Это легкая комедия даже с элементами фантазии, так что, которая не обязывала  нас делать все очень точно. Конечно, у нас немецкая форма – это немецкая форма. Гитлер тоже показан в своей форме, а советские солдаты – это советские солдаты. Но мой герой, например, ходит в национальной кавказской одежде, черкесской. Это все делает сам сюжет и картинку более яркими. Мы особо работали с художниками. Действие в картине разворачиваются в Восточной Европе, а снимали все в Абхазии. У нас есть один шахтерский городок, где архитектуру строили пленные немцы еще в сороковых годах и он походит на Восточную Европу. В кино это будет видно, вряд ли кто-то поймет, что это Абхазия. А Рейхстаг мы снимали в Сухумском вокзале и сейчас его дорисовываем.

- И традиционный вопрос: какие у вас планы на будущее? Есть ли идеи для новых фильмов?

- Идей много, хватит надолго, я думаю, что после выхода этого фильма многие захотят делать со мной кино.

 
Евгений Омин | 25.04.2017 07:21
А актрису юную не показывают? В секрете? или просто на фото не попалась?
Ответить | Поделиться
Семен Петренков | 24.04.2017 09:15
А я вот люблю такие фильмы - домашние, теплые, очень хочется увидеть, что получится!
Ответить | Поделиться
Алеся Шпунто | 21.04.2017 13:12
А я бы посмотрела! Хороший такой добрый фильм, думаю, получится!
Ответить | Поделиться
Матвей Дукин | 21.04.2017 11:54
Ну чет не знаю... Он и актер честно говоря так себе, а уж в качестве режиссера и сценариста... даже не знаю, стоит ли смотреть
Ответить | Поделиться
Надежда Маркалова | 23.04.2017 19:34
То есть, вы его видели в других ролях? Я вот нет. Ну и одно другому не мешает, Бен Аффлек тоже актер так себе, а режиссер довольно сильный.
Ответить | Поделиться