Создание макетов «Титаника» для фильма Джеймса Кэмерона

29 Ноября 2017 15:43

Шедевру Джеймса Кэмерона в этом году стукнуло 20 лет, и журнал American Cinematographer поделился фотографиями со съемок моделей корабля, а мы решили сделать к ним материал.

 

Рассчитав, сколько усилий понадобится для создания всех миниатюр для фильма, Digital Domain решили нанять подрядчиков в помощь. Этими субподрядчиками оказались компании Donald Pennington, Inc. и Vision Crew Unlimited. Последняя состояла из модельмейкеров, ранее работавших в Digital Domain и Boss Film.

 

Красавица-модель, 13,7 метра. Основная съемочная модель, то, что называлось hero model. Использовали для облета корабля

 

«Еще работая над «Аполлоном-13» мы слышали о том, что для фильма Кэмерона нужно сделать музейный экспонат длиной 13,7 метра – модель «Титаника» – точно воссоздав все его детали вплоть до заклепок, – говорит Эван Джейкобс из Vision Crew Unlimited. – И мы тогда подумали: «Мы точно не хотим это делать!»

 

Но именно этим они и занялись. «Кажется, что задача не очень сложная, – продолжает Джейкобс. – Воспроизвести палубу со всеми аксессуарами, кранами, вентиляционными трубами, шлюпками и держателями, а потом поставить все на корабль. Но корабль проплавал всего четыре дня, а  потом затонул. Поэтому фотографий не так много, чертежи давно утеряны. Но у нас была информация о близнеце «Титаника» – «Олимпике», который был похож, но все-таки не был точной копией, и шлюпок на нем было больше, и выглядели они иначе. К счастью, Кэмерон передал нас консультанту фильма Кену Маршаллу, главному эксперту по «Титанику» в мире. Он пугает – он слишком много знает о «Титанике», у него тонны фотографий, но даже в этих тоннах было сложно найти то, что нам было нужно. Например, единственное, что помогло нам определить внешний вид и место расположения вентиляторов, это фотографии затонувшего судна. Мы просто ткнули пальцем и сказали «похоже, это оно». Потрясающе». Кстати, чертежи на самом деле нашлись – в частных архивах компании-производителя корабля Harland and Wolff.

 

В процессе создания

 

Пока VCU занимались поисками информации и строительством палубы, в ангаре Digital Domain шло создание самого корабля. Джеймс Кэмерон, всегда обращающий внимание на детали, потребовал, чтобы корабль строили настоящие кораблестроители. Обшивку делали из ламинированного дерева. Они строили обшивку, как для гоночной лодки – деревянными полосками, заламинированными по форме. «Потому что она была не плоской, а состояла из пластин, наложенных одна на другую, - рассказывает Джейкобс. – Какое счастье, что нам не пришлось вставлять 100 тысяч заклепок в борт! Модельмейкеры поместили все эти зажимы вручную, потому что настоящие заклепки стояли не ровными рядами, а в виде странных рисунков. Парни сверлили отверстия для каждой заклепки на расстоянии 15 см друг от друга по всей длине судна, потом вкладывали туда болт и забивали его молотками. Мы смотрели на все это и думали: «Какое счастье, что мы не в команде клепальщиков!» В реальности хороший корабль требует 3 миллионов заклепок. Но здесь те, что были спрятаны от камеры внутри корабля, воспроизводить не стали. Оставшиеся снаружи 100 тысяч заклепок были вставлены вручную. На сверление отверстий для них ушла неделя, и еще две недели у команды из восьми человек ушло на вставку всех заклепок в эти отверстия.

 

Конечно, заклепки были и на палубе, и парни из VCU должны были воспроизвести их. Но в данном случае это были детали, уже внедренные в части палубы, либо булавки, либо капли эпоксидной смолы. «Именно так тогда строили корабли, продолжает Джекобс. – Из листов металла, и все они были присоединены друг к другу заклепками.  Эти заклепки были везде – тысячи заклепок! На вентиляционных трубках было тысячи заклепок! И все их нужно было сделать идеально!»

 

Готова к съемке

 

Кроме конструирования 2 тысяч функционирующих иллюминаторов, команде VCU, состоящей из 14 человек, пришлось отливать все металлические детали из настоящей меди из-за масштаба и необходимой нагрузки. Эти детали включали палубные краны и полностью рабочие шлюпбалки, которые будут опускать шлюпки за борт. Было сделано 20 шлюпок, каждая укомплектована всеми 24 веслами. Шлюпки закрыты брезентом, и весел не видно, но они там. На создание главной модели «Титаника» ушло пять месяцев.

 

После того, как команда VCU закончила работу, создав все детали палубы «Титаника», они передали свое творение команде Digital Domain, которые потратили 12 недель на покраску и шлифовку всех деталей, а также размещение фотографий кают в иллюминаторах судна. «Это было безумием, но, мне кажется, зрители это увидят, – говорит Джейкобс. – Они планировали снимать корабль очень подробно. Обычно, когда строишь модель, делаешь только три четверти. Только то, что видит камера. В этом случае модель нужно было сделать красивой со всех сторон и всех ракурсов. Потому что Джеймс Кэмерон хотел получить настоящий музейный экспонат».

 

Для съемки столкновения «Титаника» с айсбергом команда Digital Domain создала копию айсберга из пенопласта, оргстекла и воска – в нужном масштабе для этой 13,7-метровой модели, чтобы оба объекта можно было снимать вместе. Так айсберг оказался освещен светом корабля и давал нужные рефлексы. Съемку вели на установке для моушн контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда VCU закончили работу, они думали, что больше не встретятся с «Титаником» никогда. «Мы подумали, что если мы увидим еще один «Титаник», нас вырвет, – смеется Джейкобс. – Но CBS собирались делать «Кино недели» о «Титанике» и попросили нас сделать несколько частичных моделей для съемки с водой. Когда мы, наконец, закончили их, нам позвонили из Lightstorm и попросили создать еще машинное отделение».

 

Кэмерон хотел показать, как двигатели «Титаника» начинают вращаться назад, чтобы избежать столкновения с айсбергом. «Но у нас не было времени построить большие модели, – объясняет Джейкобс, – поэтому кому-то пришла блестящая идея снять машинное отделение на борту Liberty, корабля времен Второй мировой, стоящего в Сан-Франциско. Они очень похожи, но размером в одну треть тех, что были на «Титанике». И единственный способ имитировать это – поместить туда детали с использованием усиленной перспективы. Мы сняли все лестницы и площадки для сотрудников, и поместили вместо них такие же, но в масштабе 1 к 3. На этапе постпродакшна на них поместили отснятых в другом месте людей. И теперь все помосты и лестницы увеличили масштаб двигателя в три раза».

 

Это тоже просто только на первый взгляд, дело в том, что температура в машинном отделение иной раз достигает 140⁰С. Так что все элементы пришлось делать из латуни, потому что пластик бы расплавился. На все про все у команды студии была одна неделя. 16 человек студии работали круглосуточно, чтобы успеть все сделать вовремя.

 

Пять моделлеров устанавливали 12 мостков и восемь лестниц, а также манометры, лампы в металлических клетях и все остальные аксессуары. Все это пришлось тащить через 10 палуб. Потом корабль вывели в море и отсняли несколько дублей с реальной остановкой и обратным вращением двигателя.

 

Но как мы упоминали в самом начале, над моделями также работала и команда студии Donald Pennington, Inc. Они построили как минимум две частичные модели: переднюю часть судна в масштабе 1:6 и заднюю в масштабе 1:8. Обе модели были сделаны так же тщательно, им предстояло тонуть.

 

 

Создание носа корабля в масштабе 1:6 для сцен затопления. На заднем плане - отдельно корма в масштабе 1:8 для финальных сцен фильма

 

 

 

Съемки затопления носа

 

Корма, поставленная на механический подъемник

 

 

 

 

 

 

 

Разлом корабля был снят с помощью огромной, хоть и слегка упрощенной модели в масштабе 1:8, специально построенной для этих сцен. Длина частичной модели достигала 12 метров. Ее детали были специально подпилены или созданы для деформации и использования пиротехники. Съемку вели несколькими камерами. Два дня потребовалось на восстановление модели для второго дубля

 

Корма, собранная заново для второго дубля

 

 

 

Финальные кадры. Интересно, что для затопления всей кормы глубины бассейна не хватило, поэтому съемку пришлось прекрастить, разрезать модель надвое, и потом продолжить, сняв полное затопление корабля

 

 

 

Одновременно с главной моделью в масштабе 1:20 создавали и модель разрушенного «Титаника» в том же масштабе – для подводных съемок. Эту модель снимали вверх ногами с помощью технологии dry-for-wet (подводной съемки в сухом павильоне), отснятый материал должен был совпадать с тем, что был отснят ранее во время погружений к настоящим обломкам «Титаника».

 

Перевернутая модель готова к съемке подводных сцен

 

Технология dry-for-wet заключается в создании подводного освещения в задымленном павильоне

 

 

Это были не единственные модели.

 

Также делались модели интерьеров помещений, например, на видео ниже - тест затопления коридора корабля для фильма (6 часов ушло на построение модели и полтора часа - на съемку):

 

 

И еще ниже - кадры из фильма

 

 

Ниже - фото со съемки модели салона:

 

 

И, наконец, небольшой заказ получили и давние друзья и соратники Джеймса Кэмерона - братья Скотаки и их компания 4-Ward, работавшие с ним на "Чужих" и "Терминаторах". Из-за недостатка бюджета они использовали фотовырезки:

 

 

 

 
Яна Ермолаева | 29.11.2017 21:22
Никогда не задумывалась о декорациях особо при просмотре, думала, что все снято на коробке. А оказывается, такая колоссальная работа проделана!
Ответить | Поделиться
Надежда Маркалова | 29.11.2017 21:50
Что значит на коробке?
Ответить | Поделиться
Яна Ермолаева | 30.11.2017 09:55
Ой я имела ввиду на корабле
Ответить | Поделиться
Виталий Вербицкий | 29.11.2017 21:04
Вау это просто уже шедевры искусства!
Ответить | Поделиться
Надежда Маркалова | 29.11.2017 21:52
Да, и они в музее.
Ответить | Поделиться