Анализ художественного решения фильма «Прибытие»

08 Февраля 2018 19:47

«Прибытие» - научно-фантастическая картина канадского режиссера Дэни Вильнева, основанная на рассказе Тэда Чана «История твоей жизни». В прошлом году фильм получил 8 номинаций на Оскар, в том числе за лучшую работу художника-постановщика. 

 

Для художника Патриса Верметта это уже четвертая работа вместе с Вильневым. Ранее они работали над фильмами «Убийца», «Пленницы» и «Враг», и стали за это время хорошими друзьями. Интересно, что для Верметта это первый научно-фантастический фильм, чему режиссер был очень рад – он хотел, чтобы у его команды было свежее видение, чтобы они могли создать нечто, не похожее на предыдущие фильмы о пришельцах. 

 

 

 

Разработка концепции

 

Космический корабль

 

Работа над формой корабля заняла несколько месяцев. Для начала, команде нужно было забыть все космические корабли, которые они видели в фильмах ранее, и придумать что-то новое. 

 

 

Визуализация модели корабля

 

Верметт просмотрел множество научно-фантастических фильмов, чтобы понять, что уже изобрели. И понял, что, начиная с «Космической одиссеи 2001», в большинстве фильмов использовали один и тот же принцип дизайна – огни и окна. В «Прибытии» корабль должен был стать сюрпризом, отличаться эстетически. Он должен был излучать красоту, но одновременно транслировать и чувство опасности. 

 

Сценарий был основан на рассказе, и в нем корабль был в форме сферы. Но режиссер хотел создать нечто вертикальное. «В поисках формы мы немного отошли от сценария, но сохранили главную идею истории — ощущение странности», — говорит Верметт. Одна из причин, по которой режиссер и художник отказались от сферы, была в том, что эту форму уже использовали в фильме «День, когда Земля остановилась». Патрис изучил разные формы кораблей, и они с Дэни сошлись на продолговатом овале. Они вспомнили об астрономической находке  – необычной экзопланете овальной формы. Вертикальный овал был бы одинаковым со всех сторон, поэтому они сделали форму плоской с одной стороны, потом еще растянули по вертикали и  – готово. Корабль приобрел финальный объем. Цвет поверхности выбрали угольный  – и инопланетный аппарат стал похож на полированный камень. 

 

 

 

Ранние разработки формы корабля, концепт-художник Майнерт Хансен

 

«Решение сделать корабль вертикальным вызвало некоторые сложности. Поэтому мы решили, что при входе в корабль изменяется гравитация. Это было бы «прыжком веры» для землян – тоже своего рода испытание – сделать шаг из подъемника на стену коридора. А в самом конце коридора будет яркий свет, на который они и пойдут. Целью было создать смешанные эмоции: страх и восхищение». 

 

Язык

 

 

 

 

Работа над языком далась Патрису сложнее всего. Зритель не должен был сразу узнать в чернильных рисунках письменную речь. К тому же время в фильме нелинейно, и предложения должны были читаться по кругу, не иметь начала и конца. 

 

Патрис создал целый словарь, который состоял из сотен разных слов, каждое в виде уникального кругового рисунка. 

 

«Общение - главная тема истории. Создать язык, воплощенный в письме с помощью кругов, было целым испытанием. Нам было важно создать язык, который бы максимально отличался от нашего и сначала даже не распознававшийся как язык. Мы начали исследовать мертвые языки среднего Востока, Океании, Южной и Северной Америки. Мы работали и с лингвистами, и с графическими дизайнерами». 

 

 

 

«Я промучился несколько месяцев, но не смог ничего придумать. Слава богу, я женат на очень талантливой художнице, ей и выпала честь найти визуальную сторону инопланетного языка».

 

 

 

 

 

 

После разработки эскизов к работе подключили профессиональных программистов. Каждый круг был разбит на 12 секций. Программисты приступили к оцифровке рисунков и выявлению алгоритмов. С их помощью программа заносила в базу данных значения рисунков, а потом уже сама начинала формировать новые логограммы. 

 

 

Декорации

 

Интерьер корабля

 

 

 

Интерьер корабля был полностью построен, поэтому актерам было гораздо легче вжиться в роль в «настоящем» пространстве, а оператору Брэдфорду Янгу - работать с реальными фактурами. Декорация состояла из трех частей: отверстия в корабле, вертикального коридора (подъем ученых + смена гравитации), комната для общения с гептаподами. Все три декорации были построены в студии в Монреале.

 

 

 

Отверстие в корабле, декорация размером 8,5х13м с квадратным порталом 4х4м

 

 

U-образный вертикальный коридор, высота 8,5м

 

 

Длина ведущего к комнате тоннеля превышала 45м, размеры самой комнаты – 25,5х19,5м

 

 

«Текстура стены должна была напоминать осадочную окаменелость, этот длинный темный коридор ассоциируется с долгой историей и мудростью инопланетной цивилизации. В конце тоннеля – комната. Мы хотели, чтобы эта камера напоминала тот класс, в котором Луиза оказывается в начале фильма. Нам нужно было «перекинуть мостик» между Луизой и пришельцами. Показать контраст тишины и покоя внутри корабля и беспокойного мельтешения в военном палаточном городке внизу».

 

 

 

 

Работая над этим пространством, Патрис и Дени вдохновлялись работами современного американского художника Джейсма Таррелла.

 

 

 

 

Таррелл известен изучением света и пространства в своих работах

 

 

Военный лагерь

 

 

 

Декоратору Полу Хотте предстояло разместить полноценный военный лагерь «на пустом месте». Пока шел выбор места для съемки, он начал вести параллельную работу - прикидывал количество палаток. Все палатки купили, потому что они точно нуждались в доработке, а также участвовали в съемках, как на натуре, так и в интерьерных съемках. Для долгого срока эксплуатации покупка была самым выгодным решением.

 

 

 

 

Первой была установлена длинная палатка типа «Аляска» с белым интерьером. В процессе обсуждения с режиссером и оператором Брэдфордом Янгом, приняли решение сделать все интерьеры белыми, включая вестибюли. Это было не только эстетическое, но и практическое решение. В конфигурации лагеря все было взаимосвязано, это был собственный мир внутри большого. Две швеи работали несколько недель, разрезая и сшивая внутреннюю подкладку для всех палаток. Все части крепились друг к другу на липучках, чтобы весь лагерь было легко переносить. 

 

 

Декорация при обычном освещении

 

Свет поставлен и все готово к съемке

 

Вильнев все время напоминал, что фильм не об армии, несмотря на ее присутствие в кадре практически все время. Зритель не должен был видеть оружие и концентрироваться на нем. В «Прибытии» все построено на коммуникации, на встрече с чем-то совершенно новым.

 

Художники создали военный лагерь без ассоциаций с оружием. Все военное наполнение было доставлено в армейских ящиках, которые послужили и средством транспортировки реквизита, и самостоятельной частью декорации. Пол заказал около 190 флюоресцентных ламп, которые преобразовали в LED лампы по просьбе оператора. Это позволяло иметь контролируемые источники света в кадре. Освещение в палатках было задумано слабым, но горящие экраны компьютеров также работали как полноценные источники света. 

 

 

 

 

 

 

Питанием и подключением компьютеров занималась компания, находящаяся в Монреале. Они предоставили провода, кабели, серверы и принтеры. Все работало по-настоящему. В обеих палатках было два проекционных экрана.

 

Для Патриса и Пола было важно создать ощущение экстренной ситуации. 

 

Все должно было выглядеть реалистично, поэтому внутри палаток не было спрятанных проводов. Вы видите гнезда сетевых кабелей, вентиляторы – все висит на стенах. Складные стулья и столы. Все компактно и практично, никаких личных вещей.

 

 

 

 

Было довольно трудно установить лагерь, так как на местности было очень ветрено. Пришлось задействовать дополнительных рабочих, чтобы успеть прочно закрепить каждую палатку. И все же процесс занял месяц. Но когда Дени прибыл на готовую площадку за день до съемок, он был так впечатлен, что добавил кадры в этой декорации.

 

 

 

 

Дом Луизы

 

 

 

В самом начале работы над фильмом в команде появился консультант по лингвистике, и общение с этой женщиной помогло декоратору Полу Хотте увидеть мир Луизы, как у нее дома, так и в университете.  Дом для Луизы выбирали тщательно. Он должен был состоять из открытых пространств, иметь широкие окна, чтобы как-то походить на космический корабль. В итоге был найден минималистичный дом в Квебеке, построенный по проекту канадского архитектора Роджера Д’Астуса в начале 70х. 

 

 

 

Добиться ассоциации интерьера дома с кораблем было еще важнее. Длинное окно в доме Луизы визуально повторяется в зале университета, и приводит нас, наконец, в пространство внутри корабля, с огромным белым экраном такой же удлиненной формы. Луиза ближе к пришельцам, чем она может себе это представить. 

 

 

 

 

 

 

Когда смотришь на озеро, должно создаваться завораживающее впечатление, как будто смотришь в бесконечность. 

 

 

Мебель очерчена силуэтами

 

 

Изменения самого дома для съемок были незначительны. Заменили входную дверь, дорогу посыпали гравием, остальное по мелочи. Было важно не ассоциировать дом ни с каким временным промежутком. 

 

Всю мебель наоборот вынесли, оставили только стеклянный обеденный стол. Художнику-постановщику не хотелось заваливать интерьер мебелью – Луиза открытый человек, ее пространство должно иметь много воздуха. Мебель в доме играет немаловажную роль, но часто остается на втором плане, силуэтом. 

 

 

 

 

К выбору мебели подошли очень тщательно: выбрали палитру тонов плетеной корзинки. На полу темно-коричневая пробка. Для дивана использовали цвет натурального хлопка, льняные занавески на всех окнах – чтобы нигде не было сильных контрастов. Исключение  – стул для чтения, для него был подобран конкретный цвет – водянистый зеленый, мятный оттенок. 

 

 

 

 

На стены повесили картины местных художников, в том числе рисунки Мартины, жены Патриса, которая занималась разработкой языка гептаподов. Художник даже поставил туда фотографии своего отца – это добавило дому жизни. 

 

 

 

Визуальные метафоры

 

 

Удлиненное окно в доме Луизы – не единственная отсылка к миру пришельцев.

В начале фильма, когда мы первый раз видим дом Луизы, камера панорамирует с потолка на окна, открывая фактурные линии потолка. Такие линии повторяются на стенах корабля и в коридоре университета, когда камера панорамирует вниз с потолка на оба места действия. 

 

 

 

 

Прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны, и с помощью кинематографических приемов это должно быть передано в фильме.

 

«Тема, которую я хотел раскрыть в художественной постановке – зацикленность. Время в «Прибытии» нелинейно, без начала или конца. Нам всем очень повезло найти настоящий круглый госпиталь, который поддерживал метафору времени. Ведь там происходит важнейшее событие в жизни Луизы  – рождение и смерть ее дочери Анны».

 

Тема зацикленности затронута еще в двух локациях: форме учебной аудитории, где преподает Луиза, и архитектуре банкетного зала, где Луиза встречает китайского генерала в конце фильма.

 

 

Зацикленность узнается даже в таких маленьких деталях, как сережки Луизы.

 

 

 

Благодаря тщательной проработке деталей и единому визуальному решению фильм получился целостным и искренним. Когда смотрим кино, мы не замечаем этих скрытых смыслов сразу, и не осознаем каждую метафору. Но мы смотрим на экран и не можем оторваться от красоты созданного художником мира. 

 

 

Екатерина Кузнецова, художник-постановщик

 

Если вам понравилось, и вы хотите узнать больше о том, как создаются декорации для кино, подписывайтесь на телеграм канал Екатерины  https://t.me/PDinsider (взгляд  о художественной постановке изнутри).

 

 
Алина Ивкина | 15.02.2018 23:32
Трудоемкий, затратный фильм, надеюсь, он оправдает себя.
Ответить | Поделиться
Яна Ермолаева | 13.02.2018 11:46
"Прибытие" - интересная и интригующая картина.
Ответить | Поделиться
Андрей Жуков | 13.02.2018 11:31
Одноразовая научно-фантастическая драма о налаживании контакта с причудливыми инопланетянами.
Ответить | Поделиться
Александр Демиденко | 12.02.2018 14:10
Кино на любителя.
Ответить | Поделиться