Афрофутуризм Ваканды: Дизайн декораций «Черной Пантеры»

14 Мая 2018 17:29

Понятно, что умы поклонников киновселенной Marvel сегодня уже заняты следующим фильмом – «Мстители: Война бесконечности», но мы предлагаем вам вернуться в Ваканду из «Черной Пантеры» и почитать историю создания этого экзотического мира. Тем более, что в «Войне бесконечности» она тоже фигурирует, правда, в сильно урезанном варианте.

 

Художником-постановщиком на проекте была Ханна Бичлер, которую Райан Куглер нанял сразу после их часового разговора по скайпу еще на «Станцию «Фрутивейл». И это ее первый большой фантастический фильм.

 

И хотя страна Ваканда не существует в реальности, вся команда фильма хотела сделать ее такой же реальной, как и мир, показанный за ее пределами. Ваканда была еще одним персонажем фильма, возможно – самым экзотическим.

 

 

Режиссер Райан Куглер, художник-постановщик Ханна Бичлер и оператор-постановщик Рэйчел Моррисон

 

«Я хотел,  чтобы Ваканда выглядела современной страной, существующей здесь и сейчас, – говорит Райан Куглер. – Чтобы она убедительно вписывалась в сегодняшний мир, была тактильной и реальной, чтобы люди захотели поехать туда после просмотра фильма».

 

На стене арт-департамента висела история Ваканды – распечатанная хронология, в которой рассказывалось, как эволюционировало общество Ваканды со времен появления вибраниума и людей, которые могли его использовать. Когда на Земле происходила научно-техническая революция, Ваканда уже опережала всех в области коммуникаций и искусства. И хотя оригинальный комикс кое-что давал в плане информации, команде фильма пришлось заполнять множество пробелов, дополнять историю персонажей. Прежде всего, стало понятно, что страна во всем антураже должна остаться африканской, и вписаться в ту африканскую культуру, что мы знаем сегодня.

 

Большая часть деталей была создана в мастерских реквизиторов.

 

Художник-постановщик даже создала алфавит Ваканды, взяв за основу три разных письменности. И декораторы использовали эту разработку в определенных местах декорации.  Например, на металлических колоннах тронного зала. Там были нанесены части нигерийского письма 5-го века. Письменность также видно на табличках  багажного отсека боевого истребителя и коммуникационных табло.

 

  Из совместной работы декораторов с художником по костюмам родились узоры и палитра некоторых элементов декорации интерьеров и кораблей. Также совместно были разработаны элементы стиля каждого племени.

 

 

Ханна Бичлер в декорации Тронного зала

 

«Персонажи фильма часто спрашивают друг друга: «Кто ты?», – рассказывает художница. – Этот вопрос стал ключевым в дизайне декораций и костюмов. Мы решили ответить на вопрос: «Что значит быть африканцем?» И даже «Что значит быть афро-американцем?» Как это – находиться меж двух миров: быть чужим из-за цвета кожи, но при этом ничего не знать о своих предках и их культуре до рабства».

 

Подготовка

 

И художница отправилась в Южную Африку. Там она прошла по холмам и горам, посмотрела в каньоны, сфотографировала черные горы, все еще мокрые после дождя, растения в тумане и все, что увидела вокруг – чтобы впитать цвета и фактуры, оставить их не только в памяти. Она дважды проехала из Кейптауна в Йоханнесбург – сначала со скаутом, а потом – со съемочной группой. Это путешествие длилось три недели. После чего команда отправилась в Южную Корею, где огромное впечатление на художницу произвело здание Захи Хадид, в котором стены плавно перетекают в крышу.  

 

Проехав на поезде в Бусан, она поняла, что именно тут надо ставить одну из экшн сцен – погоню и казино. Но скаут обязательно хотел показать съемочной группе рыбный рынок. Он был очень плотный. И тут Райан Куглер сказал: «А что, если наши персонажи пройдут через рынок и войдут в казино?» Это была интересная концепция «скрываться на виду».

 

Создание Ваканды

 

Вернувшись в Лос-Анджелес, команда принялась выплескивать все накопленные эмоции на бумагу и превращать их в дизайн. Ниже - концепт-арт:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художник-постановщик – это архитектор той части вселенной, что мы видим на экране. Каждый вносит что-то свое, создавая уникальный рисунок на экране. В данном случае требовалась именно уникальность – ведь Ваканда, скрытая от взора остальной цивилизации, развивалась по собственному пути.

 

«Мы начали 10 тысяч лет назад, и потом добрались до 2018 года, - рассказывает Бичлер. – Райан постоянно спрашивал меня: «Что они делают в этом здании? Как называется эта улица? Кто живет в этом районе? Сколько районов города существует?» Так что, пришлось продумывать всю историю народа».

 

По мнению художницы, художник-постановщик – это главный верующий. Он должен искренне верить в мир, который создает. «Я верила, что я  – главный архитектор Ваканды, – говорит она. – И мне нужно было жить в ней весь год круглосуточно».

 

Но самой главной задачей было представить африканское племя в виде технологически передовой страны, затерянной в центре отсталого континента, вписывая одно в другое так, чтобы это соседство казалось естественным и убедительным. Африка – это очень эклектичное пространство, в котором уживается множество племен и привнесенная извне западная культура. Они дополняют друг друга, а не противостоят. «Мы видели женщин с племенной росписью на лицах, работающих на строительстве высотных домов», – говорит Бичлер.

 

 

Это стало главной концепцией Ваканды: несколько племен и технологии. Так была создана африканская утопия, не похожая на обычную смесь Нью-Йорка и Токио, которую художники представляют под маской футуризма.

 

Например, после путешествия к горам Три рондавеля в Южной Африке в Ваканде появились высотные дома с крышами в форме этих самых рондавелей, что связало вакандское племя с природой Африки. Эти формы повторяются, например, в жилище африканских народов, и их можно увидеть повсюду.

 

«Я также начала исследовать архитектуру Сенегала и Нигерии, – продолжает Бичлер. – И не обязательно футуристичную, просто современную. Эти страны расположены далеко от западной культуры, поэтому вносят в свои дизайны элементы своей культуры: цвета и фактуры. Меня это восхитило. В Кении, Уганде и Йоханнесбурге – не важно, где ты находишься, все время видишь эти традиционные для них элементы. И вот там – за сто миль до ближайшего «Старбакса» находишь совершенно потрясающие вещи: традиционные, но перенесенные в сегодня и идущие в будущее. Для фильма мы попытались сделать именно это».

 

Золотой город

 

Первое, что делает художник-постановщик после чтения сценария – слушает режиссера. Потому что задача художника – донести до зрителя идеи главного на съемочной площадке. И только когда Ханна убедилась в том, что они с Райаном думают в унисон, она начала создавать Ваканду – начиная с топографии и истории каждого племени.

 

 

 

Концепт-арт Тилла Новака

 

Город в фильме: спирали и круги

 

 

 

И рондавили

 

 

 

 

Национальный колорит - в росписи стен

 

 

«Я сказала Райану: «Вот, как я вижу каждое племя. Например, племя реки может контролировать водные потоки», – делится Ханна Бичлер. И после этого она начала делать концепты, инициировав работу команды иллюстраторов. Сначала они сделали Золотой город – целиком, опираясь на те «футуристические» города, что они знали: Абу Даби, Дубай, Марина Дель Рей и города Сингапура.

 

Водопад

 

Фильм полностью снят в Атланте, там было построено несколько монументальных декораций. Одной из них был водопад. «Мы потратили полгода на разработку и четыре месяца на строительство, – говорит Ханна. – Он был 9 метров в высоту и 30 метров в ширину, и находился на высоте 3 метров над землей. Чтобы затопить его, нам пришлось приподнять его и поставить насосы под декорацией. Сам бассейн размером 18 на 24 метра имел два туннеля – четырех и шести метров в длину».

 

 

Декорация была очень сложной, поскольку должна была удерживать воду и множество артистов.

 

Кадры со съемок

 

Детали интерьеров

 

В дизайне интерьеров очень много кругов: в Тронном зале, в Городе мертвых, в архитектуре Ваканды. Но круг и спираль – это древнейшие элементы в искусстве многих культур. Эти круги связывают Ваканду с древностью.

 

«Я обнаружила, что одна из древних структур в Южной Африке…  не помню названия,  – рассказывает Бичлер. – Когда я нарисовала план Зала королей, мне принесли план этой структуры, и она абсолютно накладывалась на нашу, я не понимаю, как это получилось».  

 

Дизайн строений Ваканды создавался, как язык, ведь вибраниум – это материал, поглощающий и излучающий вибрации, звуки, а звук – это инструмент коммуникации.

 

«Я писала эту картину, как текст», – говорит художница.

 

Так стекло и металл соседствуют с песком и камнями, чтобы мы не забывали, даже в лаборатории Шури, что мы посреди пустыни и скал.

 

Тронный зал

 

Самым сложным дизайном Бичлер считает дизайн для Тронного зала. «Мы не хотели делать его большим, – рассказывает она. – Мы хотели, сделать его другим. Мы хотели расположить всех старейшин, и показать исключительность события. И было сложно сделать его по-настоящему королевским, а мы видели миллионы тронных залов в кино, и совсем другим. Мы поставили пирамиду Тимбукту и сделали стеклянный пол».

 

 

Концепт-арт: стклянный пол и древняя пирамида

 

 

Пирамида Тимбукту

 

 

Съемочный процесс

 

 

Съемки в декорации Тронного зала Ваканды

 

 

Обратите внимание на надписи на колоннах

 

К сожалению, в фильме пирамиду под стеклом видно плохо

 

 

 «Прошлое всегда здесь, несмотря на продвинутые технологии, – объясняет Ханна Бичлер. – Чтобы добиться желаемого, мы поместили в центр тронного зала руины. Под стеклянным полом у нас пирамида, таким образом, совет племени заседает на руинах, символе их древней истории».

 

 

Трон Т`Чаллы

 

«Изначально мы решили, что у Т`Чаллы не будет трона, у него будет такой же стул, как у всех остальных, – рассказывает декоратор Джей Харт. – И мы сделали все стулья. Но за неделю до начала съемок было решено, что у Т`Чаллы все-таки должен быть трон. Я нарисовал его на салфетке, отнес ее в мастерскую. И через неделю  у нас был трон, который попал в трейлер и кадры из фильма».

 

 

 

Бронзовые пантеры были сделаны в Таиланде под руководством Фила Эджерли, специалиста по реквизиту и арт-консультанта. Их использовали в нескольких разных декорациях.

 

Королевские апартаменты

 

 

 

 

 

 

 

На полках в апартаментах Т`Чаллы стоят артефакты из разных стран. «Мы хотели показать, что он изучал разные философии мира», – говорит Хартс. Кроме того, красный, зеленый и золотой – палитра панафриканского флага.

 

Каждый узор – символичен, материалы представляют Африку: слоновья кость,  глина и песок, а также полоски из кожи и украшения из камней на Накии, шпионке и возлюбленной Т`Чаллы. Антикварные кресла куплены у торговца антиквариатом в Санта Фе, Нью Мехико, потолочные лампы, бра и другие осветительные приборы куплены в магазине Arteriors.

 

Зал королей Ваканды

 

Бронзовые пантеры охраняют почивших королей Ваканды и их священные предметы. Чаны с огнем и стена из созданных с нуля 600 масок были сделаны в мастерской арт-департамента. Этот проект занимал их несколько недель.

 

 

 

 

 

Крепость Джабари

 

 

 

 

 

Племя Джабари живет в горах на окраине Ваканды. Они не подчиняются Пантере и не используют вибраниум.  «Нужно было собрать убедительную коллекцию священных предметов, которые бы принадлежали племени Джабари». Декорация создана арт-департаментом, медные чаши – это умывальники из галереи Restoration Hardware.

 

Трон Джабари

 

 

Декорация Тронного зала Джабари

 

 

 

 

 

Ханна Бичлер придумала тронный зал для Джабари – из висящих стволов деревьев. Эти бревна привезли из Мичигана, и потом сделали декорацию из этих бревен и веревок. К этому делу были привлечены опытные инженеры.  

 

Трон Джабари был создан главой команды строителей Кенджи Кондо и построен в арт-департаменте.

 

 

 

Стены над головой Т`Чаллы обработаны огнем – это довольно популярная традиция в Японии. Ханна Бичлер долго искала нужный цвет и текстуру. Декораторы создали органический рисунок на полу на заднем плане.

 

 

Мастерские Ваканды

 

 

Концепт-арт лаборатории. И здесь тоже круги и спирали

 

Главным ученым Ваканды является принцесса Шури, младшая сестра Т`Чаллы. «Процесс создания лаборатории Шури был весьма напряженным для декораторов, – говорит Харт. – Им пришлось  создавать технологические чудеса Ваканды! Граффити на стенах были созданы местным художником из Атланты. Осветительные приборы созданы дизайнером Россом Лавгровом для Artemide».

 

 

В интерьере лаборатории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочие столы Шури были созданы арт-отделом, но стулья были заказаны дизайнеру из Лас Вегаса Майклу Шону Столуорти.

 

 

Кадр из фильма

 

«Мы пытались передать, что она умна и прогрессивна, но еще – что она очень юна», – говорит декоратор.

 

Лондонский музей

 

 

 

 

 

 

 

Райн Куглер хотел видеть в музее только аутентичные вещи. Сбор артефактов разных племен был увлекательным занятием. Стеклянные короба для экcпонатов были построены декораторами с опорой на реальные музейные.

 

В этой сцене декораторы строили только ступени корабля и посадочные ноги, остальное сделано с помощью компьютерной графики.

 

Южная Корея. Казино

 

 

Ханна Бичлер и декоратор Джей Харт в декорации казино

 

«Казино в Южной Корее – одна из лучших декораций для фильма, – говорит декоратор Джей  Харт. – Главный вопрос был в освещении. Мы хотели показать всю полировку и детали оформления, поэтому освещение по периметру декорации должно было оставаться таким же ярким. Мы четко определили с командой визуальных эффектов, какие части декорации дополнят они».  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровые столы были закуплены оптом, на их основе были построены специальные столы для боевых сцен. Рисунок на войлоке был отпечатан по заказу. Осветительные приборы и барные стулья закуплены в Arteriors.

 

Рыбный рынок

 

Корейский рыбный рынок был воссоздан в Атланте, и это была самая большая сложная задача для декораторов на проекте. На закупку сбор деталей потребовалось три месяца. Рынок готовили для большой экшн сцены. Съемка экшн сцены в этой декорации длилась всего одну ночь.

 

 

 

 

 

Королевский истребитель

 

 

 

 

Интерьер истребителя

 

Если посмотреть на этот корабль сверху или снизу, он похож на маску племени Догон. Это – связь дизайна корабля с Африкой. Интерьер корабля сделан с опорой на интерьер Бентли: кожа, лак, обтянутые замшей кресла. Управление совершается с помощью песка из вибраниума.

 

 

Зато пульты управления - аболсютный хайтек! Это главный котрапункт фильма: древние копья (правда, сделанные из вибраниума) и передовые технологии

 

 

 

И по мелочам:

 

Декорация потусторонних видений: прерии и дерево

 

 

 

Фильм начинается в Ричмонде, пригороде Окланда, где вырос Райан Куглер. На фото выше - декорация квратиры, где жил его дядя, готовя нападение. За этим ковром - настоящая карта.

 

 

 

*  *  *

  Профессор колледжа Occidental College Кортни Бейкер, изучающая афро-американскую культуру,  считает, что при просмотре фильма в голову приходит термин «афрофутуризм». Бичлер надеется, что все, кто посмотрит картину, перестанут считать Африку «черным континентом».

 

 

 

Надежда Маркалова по материалам всея интернета

 
Алина Ивкина | 14.05.2018 20:07
Какая была проделана колоссальная работа, просто некоторые моменты не укладываются. Насколько все было продумано, организовано или переделано.
Ответить | Поделиться
Яна Ермолаева | 14.05.2018 20:05
Прочитав статью про создание фильма, прямо захотелось заново пересмотреть картину и обратить внимание на мельчайшие детали.
Ответить | Поделиться
Александр Демиденко | 14.05.2018 20:00
Обожаю смотреть видео со съемок, фотки.
Ответить | Поделиться
Андрей Жуков | 14.05.2018 19:55
Замечательные концепт-арты, я даже засмотрелся, удивительно.
Ответить | Поделиться