Андрей Понкратов: «Мы делали фильм цветным»

13 Июня 2018 10:43

На прошлой неделе на наши экраны вышел музыкальный фильм Кирилла Серебренникова «Лето», посвященный началу творческого пути группы «Кино», а также – отношениям Виктора Цоя с семьей Майка Науменко.

 

Фильм получился необычайно живым и живописным (несмотря на почти полное отсутствие в кадре цвета). Мы поговорили с художником постановщиком картины Андреем Понкратовым о создании на редкость убедительной предметной атмосферы, в которой живут персонажи этой истории.

 

 

 

– Расскажите о работе над картиной «Лето», как вы выбирали локации и создавали тот богатый предметный анутраж, окружающий героев фильма?

 

– Мы начали работать месяцев за пять до начала съемок, так что делали все очень основательно. Сначала пошли по реальным объектам, где все это происходило на самом деле. Первым делом, конечно, сходили в тот самый рок-клуб. Но с тех пор он перестроен, если я не ошибаюсь, сейчас там детский музыкальный театр. Кроме того, планировалось, что это будет однокадровая история, когда девушка влезает в окно, проходит по коридору, прячется в туалете, а потом оттуда попадает в гримерку, дальше какие-то склады, закулисье и концертный зал. Так что помещение должно было состоять из комплекса объектов. И вообще, весь фильм планировалось по максимуму сделать длинными планами без монтажных склеек.  

 

А в бывшем помещении рок-клуба, если и можно было бы что-то сделать с самим залом, то все окружающие помещения абсолютно не подходили. Поэтому пришлось искать дальше.

 

Мы смотрели все концертные залы, какие могли найти, и, в конце концов, в Кронштадте обнаружили здание бывшей воинской части, которое позволяло нам снять этот длинный кадр с заходом во все помещения.  Однако, в этом случае нам пришлось трансформировать сам зал, потому что он был не тех пропорций и не той высоты. Мы изменили сцену, привезли кресла, кардинально переделали этот зал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы попытались снять лестницу Гребенщикова, но оказалось, что там тоже все перестроено. Стали искать альтернативу, нашли похожую, но перекрасили подъезд, поменяли двери и окна, потому что везде уже окна пластиковые. Так что, пришлось много фактурить и наполнять реальные объекты историческими элементами.

 

 

 

 

 

 

 

– То есть, девушка лезет в окно в одном месте, а остальное все снимали в другом?

 

– Да, изначально мы планировали все в снять одном месте, но потом планы поменялись. Это обычная история в кино.

 

– А как искали квартиры?

 

– Тоже очень долго, у нас было несколько вариантов. К счастью, Питер в этом смысле сильно отличается от Москвы. В этом городе много неплохо сохранившихся исторических мест, понятно, что там все равно нужно многое переделывать, но есть старые элементы, например, фурнитура на окнах, двери, потолки и лепнина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– В коммунальной квартире, где герои постоянно тусуются, столько всяких объектов материальной среды, особенно на кухне: ложки, чашки, миски, все это во множестве висит по стенам и создает атмосферу. Как вы собирали все эти предметы?

 

– Это тоже весьма длительная и кропотливая работа, ищем, где можем. Что-то брали на барахолках, мы регулярно посещали питерские и московские барахолки, если там всплывало что-то интересное, то брали. Искали через интернет. Какую-то мебель заказывали из Чехии, там ведь тоже был свой модерн, похожий на наш, но чуть более художественный, чуть более строгий. И если наши вещи нам казались какими-то скучноватыми, то брали аналоги оттуда. Что-то брали со складов Ленфильма, но там все в плачевном состоянии. Мы позаимствовали там отдельные крупные предметы. Что-то находили по знакомым и друзьям. Какие-то вещи брали из фанатских клубов. Например, пластинки взяли у коллекционеров, как и отдельные предметы. Это все собирали параллельно с разных сторон. Телефонный автомат одолжили в музее связи.

 

 

 

– Облегчает ли работу то, что фильм черно-белый, не пришлось ли что-то тонировать, чтобы объект подходил к общему виду локации по задумке?

 

– Нет. Не облегчает. На самом деле идея, что кино будет черно-белым, была изначально. И казалось, что это будет проще сделать, но этого не произошло. У нас в кадре есть герой, который снимает на 8-миллиметровую пленку, и мы не знали, какие кадры с той камеры окажутся на экране. Это решалось уже на монтаже. Поэтому все объекты мы решали в цвете, готовясь к тому, что они будут цветными.  Мне даже жаль, что в черно-белом варианте уходит вся эта красота. В цвете это было очень красиво, мы смотрели в камеру, переключались с черно-белого на цвет, пробовали и так, и так. Мне кажется, цвет дает больше эмоциональности.

 

 

 

– А как вы нашли пляж?

 

– Я объехал все пляжи в радиусе 200 км. Здесь был важен ряд параметров – ориентация по солнцу, рельеф берега, его разнообразие и глубина. Нужен был лес и ложбины. Подходящий нашли возле города под названием Сосновый бор.

 

С пляжем были свои проблемы, например, там было дикое цветение планктона, и весь берег был завален кашей из водорослей. Съемка пришлась на август, на самый всплеск этого цветения, так что, в воде было настоящее плавающее болото. Место нам подходило, но берег был ужасен. В воду невозможно было зайти – ты выходил, весь покрытый склизкой разлагающейся вонючей тиной. Пришлось чистить от нее весь пляж, расчищать подход в воде.

 

 

 

 

 

– Вы не воспроизводили локации в точности, просто фантазировали на тему?

 

– Мы знали про квартиру Майка, в фильме у него над кроватью висит постер – это оригинальный постер, который действительно висел у Майка. Его дала нам его жена Наталья. Рисованные постеры, которые появляются в фильме – точные копии того, что делал он. Мы находили его дневник, его записи, крупные кадры дневника в фильме – это либо копия оригинала, либо настоящий дневник.

 

 

 

 

 

– Работали ли вы совместно с художником по костюмам?

 

– Конечно, ведь общий вид фильма – это глобальное решение. Художник по костюмам должна знать среду, какая будет создана, чтобы в ее костюме герой не терялся на фоне нашей стены. Естественно, она знала, как все это будет выглядеть, и в соответствии с этим решались костюмы.

 

К слову, Андрей Понкратов часто сотрудничает с другим российским режиссером с мировым именем – Андреем Звягинцевым, вместе они сделали «Изгнание», «Елену», «Левиафан» и «Нелюбовь». Понкратов также в ответе за умопомрачительную красоту «Дуэлянта» и атмосферность «Овсянок».

 

Смотрите музыкальный фильм «Лето» во всех кинотеатрах страны!

 

Фотографии декораций предоставлены Андреем Понкратовым.

 
Алина Ивкина | 13.06.2018 13:55
Люблю музыкальные фильмы.Надеюсь,что и этот фильм мне очень понравится.
Ответить | Поделиться
Виталий Вербицкий | 13.06.2018 13:49
Фильм действительно получился очень красочным.
Ответить | Поделиться
Яна Ермолаева | 13.06.2018 13:46
Декорации просто супер,у меня нет слов...
Ответить | Поделиться
Александр Демиденко | 13.06.2018 13:43
Фотографии декораций замечательны.
Ответить | Поделиться