Создание гигантской акулы для «Мег»

09 Августа 2018 13:57

На наши экраны выходит очередной летний блокбастер для всех любителей пляжного отдыха и не только – «Мег: Монстр глубины». И мы, конечно, позже расскажем вам о создании визуальных эффектов фильма, но пока информации о них еще нет, можно одним глазком (больше пока не дадут) заглянуть на съемочную площадку и посмотреть, как этот фильм снимался.

 

Как всегда, режиссер Джон Тёртлтауб («Сокровище нации», «Ученик чародея») начал свою работу с исследования. «Один из самых любимых аспектов моей работы – это то, что при работе над каждым фильмом я становлюсь псевдо-экспертом по какой-то тематике, – говорит он. – Я начал изучать мегалодонов и акул, поскольку, чем больше вы привлекаете людей реальными фактами, тем страшнее получается фильм».

 

Скелет как мегалодона, так и современных акул состоит в основном не из костей, а из хрящей, поэтому, помимо зубов и некоторых окаменелых позвонков, останки древних хищников почти не сохранились.

 

Супервайзер визуальных эффектов Эдриан де Вет рассказывает: «Есть формула экстраполирования размера биологического существа на основе его зубов, но существуют разные теории о том, как эти создания на самом деле выглядели, когда бороздили просторы океанов. Мы начали изучать теории ученых, археологов и палеонтологов о мегалодоне и решили отталкиваться от этого. Мы немало потрудились над обликом мегалодона, и у нас было несколько вариантов до появления финального «облика» акулы. Мы хотели, чтобы она казалась огромной и вселяла ужас, но в то же время вполне органичной в водной среде. Самое главное, что мы хотели донести: мег – это не просто более крупная версия большой белой акулы».  

 

Помимо очевидной разницы в размере, мег и современные акулы различались кожным покровом и количеством жабр. «Мы снабдили нашего мега большим количеством жабр, чем у акулы, – поясняет режиссер. – Поскольку мы предположили, что в малокислородной среде дна океана у него могли появиться дополнительные жабры».

 

Самое страшное в мегалодоне – это его челюсти. «Его пасть огромна, в ней сотни зубов, –  говорит де Вет. – Они расположены рядами, имеют зазубрины и созданы для того, чтобы разрывать мясо. Стоит добыче попасть ему в зубы, и той уже не выбраться».

 

В процессе работы над обликом мега де Вет сотрудничал с VFX-компаниями Skyline, Double Negative и Sony Pictures Imageworks, чтобы вдохнуть жизнь в персонажа. «Мег огромен, за миллионы лет существования он эволюционировал в гидродинамическую машину, убивающую все живое, поэтому он очень подвижен и быстр, – комментирует де Вет. – У него гибкое тело, а взмах гигантского хвостового плавника позволяет ему разогнаться до скорости небольшой моторной лодки. Мы достаточно пристально изучали биомеханику акул и на компьютере моделировали, как они плавают по кругу и вперед. Понадобилось провести множество исследований, чтобы мышцы под его кожей смотрелись естественно».

 

Для отдельных сцен были созданы макеты головы и хвоста мега. Однако, поскольку актеры в основном опирались на воображение, создатели фильма придумали очень удачный зрительный ориентир, позволявший представить размер акулы. Продюсер Лоренцо ди Бонавентура вспоминает: «Мы расположили рядом несколько транспортных контейнеров длиной 20-27 метров и нарисовали мега на одной из сторон этих контейнеров. Размер поражает воображение; вы чувствуете себя мелкой рыбешкой по сравнению с ним. Чтобы утолить аппетит этой громадины, потребовалось бы много таких рыбешек».

 

Помимо мега, команды дизайнеров визуальных эффектов также отвечали за весь подводный мир фильма, включая топологию океанского дна и целый ряд странных существ, которые были обнаружены под термоклином. «Мы начали с реальных, дошедших до наших времен животных, но затем позволили себе небольшой полет фантазии, – признается де Вет. – Некоторые из них – гибриды других видов, которых мы «скрестили», поскольку по замыслу это место было отрезано от всего остального мира и скрыто от человеческих глаз».

 

 

Актерская подготовка

 

Практически все действие фильма разворачивается в или на воде, поэтому было крайне важно, и более того, необходимо с точки зрения безопасности, чтобы все актеры умели плавать.

 

Постановщик подводных трюков Дэвид Мьюррелл рассказывает: «Каждый раз, когда актер должен был сниматься в воде, наши команды водолазов и спасателей всегда были рядом. При этом мы обязаны были убедиться в том, что актеры достаточно уверенно чувствуют себя в воде, чтобы выполнять то, что от них требуется».

 

Постановщик трюков Аллан Попплтон организовали школу по плаванию, где обучались ведущие актеры, каскадеры и актеры массовки. «В течение четырех недель мы каждый день тренировались в бассейнах, в том числе дважды в неделю в прыжковом секторе, где мы ныряли с трамплинов разных высот, – рассказывает Попплтон. – Мы сделали все, чтобы актерам было комфортно в воде и чтобы подготовить их ко всему, что предстояло выполнить на съемочной площадке».

 

Для актеров эти занятия оказались поистине бесценными, независимо о того, умели ли они до этого плавать. «Я много занималась плаванием и серфингом, а моя мама – тренер по плаванию, так что я думала, что занятия мне практически не нужны. Я ошибалась: плавать в одежде и обуви я оказалась не готова», - признается Руби Роуз.

 

Единственным, кому не было необходимости посещать занятия по плаванию, был Джейсон Стэйтем, чье умение плавать вопросов не вызывало. Каскадер Джош Рэндалл рассказывает: «Джейсон – профессиональный спортсмен и в тренировках особо не нуждался. Однако, и ему нужно было готовиться к съемкам, поэтому мы нашли для него специальное оборудование и организовали у него дома небольшой спортзал. Он уже давно это прошел и отлично знает, что делать как в воде, так и вне ее».

 

 

Съемочный процесс

 

 

Хотя часть фильма и снималась на открытой воде, съемки в океане сопряжены с целым рядом сложностей, которые здорово бы повлияли на весь процесс. Чтобы обойти эти препятствия, на киностудии «Кумеу» в Окленде, Новая Зеландия, были построены два огромных резервуара с водой. Громадный внешний резервуар, способный вместить около 2,5 миллиона литров, служил для съемок на воде. Отдельный резервуар для подводных съемок – 18 метров в диаметре, пять метров в глубину и объемом в 1,26 миллиона литров – был построен внутри съемочного павильона. Сейчас оба они являются постоянными объектами киноинфраструктуры Новой Зеландии.  

 

Вода в обоих резервуарах фильтровалась с помощью системы «Ozone», которую нашла команда дизайнеров по спецэффектам. Мьюррелл поясняет: «Она делает воду очень прозрачной и чистой. Одна из проблем съемок в воде – это мутность, ее невозможность «очистить» на компьютере. Визуальными эффектами можно многого добиться, но если вы не видите объект на картинке, вы не можете сделать его «чище». Очень редко на площадке есть резервуар с такой теплой и хорошо отфильтрованной водой, поэтому нам чертовски повезло».

 

Одним из наиболее напряженных эпизодов, где использовались комбинированные съемки, была сцена, когда Джонас ныряет в океан с борта катера «Шарлотт», принадлежащего институту Чжана, чтобы поставить метку на мегалодона. Операция выходит из-под контроля, когда гигантская акула обращает внимание на Джонаса и устремляется за ним в погоню.

 

Стэйтем, который в этой сцене все трюки выполнял сам, рассказывает: «Частично мы снимали ее в океане, поскольку на заднем плане должна была быть лодка, которая тащит меня на буксире, а это подделать невозможно. Важно было снять это «вживую». Но ту часть, где меня поднимают из воды на большой скорости, пришлось снимать с помощью специальной вышки с тросами. Было бы слишком опасно выполнять этот трюк на корме настоящей лодки, поэтому его мы проделали в резервуаре».

 

Огромная надстройка на катере использовалась, чтобы тянуть Стэйтема по воде, а также позволяла разместить на себе подъемный кран и съемочную бригаду. Чтобы снять подводную часть погони, был задействован подводный буксировщик, который часто используют водолазы.

 

Еще в одном эпизоде Су-Инь погружается в воду внутри специальной клетки для защиты от акул. Начало сцены, когда ее погружают с борта «Шарлотт» в воду, снималось на открытой воде, а остальная часть – в резервуаре для подводных съемок.

 

В отличие от традиционных металлических клеток, клетка станции «Мана-1» имела цилиндрическую форму и была сделана из прочного поликарбоната. В фильме клетка – дело рук Джэкс, но на самом деле ее автором стал художник-постановщик Грант Мейджор. «Я хотел добиться большей кинематографичности и сделать клетку практически невидимой, –  говорит он. – Чтобы зритель мог видеть напряжение на лице Су-Инь, когда она оказалась лицом к лицу с мегом».

 

Что касается лодки, то создатели фильма не могли использовать арендованное судно в течение всего съемочного процесса, особенно с учетом того, что впоследствии происходит с «Шарлотт» по сценарию. «Нам очень повезло, что нашу лодку строили судостроители из Окленда. Мы поручили им воссоздать только ее корму, которую мы поместили в наш резервуар на студии «Кумеу», – рассказывает Мейджор.

 

Используя сложную гидравлическую систему, команда по спецэффектам во главе со Стивом Ингрэмом в несколько этапов смогла опрокинуть корму «Шарлотт». Аллан Попплтон поясняет: «Они построили потрясающее устройство, чтобы «ронять» эту декорацию весом в 12,5 тонн, для чего потребовались долгие исследования и тщательная подготовка. А затем моя команда каскадеров принялась за свою часть работы. Когда все было готово, получилось потрясающе – контролируемо, и, что самое главное, безопасно. Сами актеры смогли выполнять часть трюков на начальных стадиях, но большая часть эпизода с опрокинувшейся кормой снималась с помощью дублеров».

 

Художник по костюмам Аманда Нил рассказала, что материал гидрокостюмов актеров она подбирала, исходя из «различных типов окружающей среды, в которой они работали»: «Мы использовали костюмы разной толщины: 7-ми миллиметровый слой неопрена – для открытого океана, 5-ти миллиметровый – для резервуара и 2-х миллиметровый – для всех сцен вне воды. Мы также экспериментировали с текстурой и цветом, поскольку при погружении под воду цвет теряет интенсивность».

 

Кроме судна, использовавшегося в качестве декорации, для съемок в заливе было задействовано множество катеров технической поддержки, поскольку, как только съемочная группа оказывалась далеко от берега, перевозить людей туда и обратно становилось невозможно. В своеобразную флотилию вошли катер для съемочной группы, на которой был установлен 15-метровый подъемный кран «Техно», а также катера гримеров и стилистов, костюмеров и реквизиторов, кейтеринга и водолазов-спасателей.

 

 

Подводные аппараты

 

 

Те подводные океанские суда, которые мы видим в фильме, на самом деле, не покидали пределов съемочного павильона: одноместный обтекаемый батискаф «Глайдер»; злосчастная подлодка, на которой оказались Лори, Уолл и Тоши; спасательный батискаф, управляемый Джонасом.

 

Разрабатывая дизайн этих трех подводных судов, Грант Мейджор изучил конструкцию и механизмы реально существующих глубоководных батискафов. Одним из его самых сложных творений стал «Глайдер», напоминающий подводную гоночную машину. Он состоял из стальной рамы и ярко раскрашенного наружного корпуса из стекловолокна. В центре находилась кабина пилота, которая под любым углом сохраняла равновесие благодаря стабилизационному механизму.

 

Каждый из подводных батискафов устанавливался на гиростабилизатор в «Окленд Филм Стьюдиос» («AFS»). Интерьеры судов различались, но все они были снабжены экранами мониторов, а также целым набором кнопок и рычагов. Однако, пульт ручного управления присутствовал там не только для красоты – он давал актерам возможность управлять гиростабилизатором, а также экранами мониторов в соответствии с происходившими по сюжету событиями.

 

Все интерьеры «Мана-1» также были сконструированы в «AFS», включая высокотехнологичный Центр контроля за погружениями с его панорамными экранами с обзором в 360 градусов, которые можно было видеть из любой точки помещения. Самой масштабной декорацией стал смотровой отсек нулевого уровня, из которого открывались потрясающие виды подводного мира и его обитателей. Расположенные по кругу соединяющиеся друг с другом коридоры с прозрачными стенами поддерживаются решеткой из стальных балок, которая может выдерживать давление, действующее на глубине 90 метров. Эта конструкция затем была поднята над уровнем пола, что позволило Тёртлтаубу и оператору-постановщику Тому Стерну снимать как сверху, так и снизу.

 

И ниже ролик, в котором можно углядеть эти аппараты и съемочный резервуар. Только постарайтесь не моргать, а то пропустите!

 

 

 

Материал студийного пресс-релиза

 

 
Алина Ивкина | 10.08.2018 20:24
Просто круть!
Ответить | Поделиться
Петр Черенков | 09.08.2018 22:08
Крутой материал!
Ответить | Поделиться
Яна Ермолаева | 09.08.2018 18:11
Наверное сам процесс съемок был очень интересен.Ведь так?
Ответить | Поделиться
Надежда Маркалова | 10.08.2018 11:58
Однозначно!
Ответить | Поделиться