Как создавали необычный визуал «Маяка»

17 Января 2020 10:34

На наши экраны вышел необычный психологический триллер Роберта Эггерса «Маяк». Это по-настоящему авторское кино, где форма помогает передать содержание. А мы расскажем, как создавали эту форму.

 

В принципе, режиссер любого фильма всегда выбирает форму, которая бы помогала раскрыть историю. Другое дело, что в массовом кино нет возможности выбрать кардинально иное представление, чем вытянутый прямоугольный формат картинки и цвет. Конечно, при особом желании и в этих устоявшихся формах можно найти уникальное «звучание», но далеко не все режиссеры способны на работу с нюансами. А в данном случае выбор был кардинальным: «квадратная» картинка и черно-белая пленка.

 

 

 

Квадрат (в данном случае это был формат 1.19:1), по мнению оператора-постановщика, является лучшим портретным форматом, позволяющим показать человека и среду, в которой он находится, «в идеальной пропорции». А если в кадре два человека – то они расположены очень близко друг к другу, клаустрофобно близко, а границы их мира сжаты рамками кадра. Уже одно это визуально создает напряжение между персонажами.

 

 

 

В данном случае это было принципиально важно для повествования, ведь речь идет о двух мужчинах, запертых на маленьком острове и существующих в очень ограниченном, небольшом пространстве. Клаустрофобность была частью истории.

 

Декорации

Художник-постановщик Крейг Латроп создавал декорации так, чтобы они идеально вписывались в квадрат при кадрировании.

 

Постройка в кадре

 

 

Чертеж верхней части маяка

 

 

Для фильма он построил настоящий маяк на скале из вулканических камней на побережье Атлантического океана в Новой Шотландии. На мысе Форчу у города Ярмоут было найдено подходящее местечко.

 

Место для строительства декорации было выбрано таким, чтобы сюда можно было подогнать строительный кран, но чтобы скала могла отыграть остров. Съемка на реальном острове была бы слишком дорогой.

 

 

Строительство маяка

 

Маяк высотой 21 метр должен был выстоять съемочный период, а противостоять пришлось сильным морским ветрам. Венчала маяк лампа из особых стекол, и это – тоже часть истории, потому что имена эта линза и становится вожделенным трофеем каждого из смотрителей. Именно туда рвется молодой Уинслоу, именно туда его не пускает обветренный и потрепанный годами Томас, «приватизировав» свет фонаря. Это линза Френеля – редкая линза 19-го века, большинство которых при замене просто разбивали, потому что они слишком тяжелы для демонтажа – ее вес превышает тонну. Те, что остались, хранятся в музеях в особых условиях.

 

 

Линза Френеля во время производства

 

Линза Френеля в кадре

 

Для фильма была сделана копия линзы из акрила, чтобы снизить ее вес. Для монтировки лампы потребовалось добавить несколько тонн бетонных блоков для балласта – помимо полутораметровых стальных стоек, которые были вбиты и зацементированы внутрь скалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Маяк, дом смотрителей и все остальные строения должны быть старыми и фактурными, ведь они пережили не одну смену смотрителей!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ветер в этом кадре - реальный

 

 

 

Строительство велось зимой и иногда прерывалось из-за обледенения строительных лесов. Но маяк и все необходимые для сюжета строения были построены вовремя, и в феврале режиссер приступил к съемкам.

 

Интерьеры же всех помещений были выстроены в студийных павильонах в другом месте.

 

 

Вид локации без фильтров и в цвете

 

Кроме строительства декорации было наполнить ее деталями. Декоратор постарались на славу, они даже нашли совок для мусора с логотипом Ведомства маяков США – в частной коллекции старинных вещей – и скопировали его для фильма. Для создания декорации была найдена инструкция для смотрителей маяков, созданная Ведомством в 19-м веке. Из нее стало понятно, что нужно строить и как оно должно выглядеть, а также – какие детали будут нужны для истории.

 

Элементы рекивзита

 

Винтажный коллекционный шкаф

 

 

 

 

 

Часть декорации каменистого пляжа также была построена в павильоне с бассейном – для съемки подводной сцены с русалкой.

 

 

Пленка

 

Продюсеры проекта были активно против черно-белого фильма, и долго упрашивали режиссера снять картину в цвете. Но здесь отсутствие цвета тоже было важной составляющей истории. Ведь в  фокусе истории здесь – свет. Свет маяка, свет его лампы, зачаровывающий смотрителей, наводящий на них галлюцинации (впрочем, вся эта чертовщина, возможно, происходит наяву).

 

 

 

Оператор-постановщик Джарин Блашке совершенно уверен в том, что черно-белая пленка имеет особые свойства: в ее растворе крошечные частицы серебра разной формы утоплены в желатине на разной глубине. Это и создает уникальную фактуру каждого кадра, которую невозможно имитировать регулярным цифровым шумом. Эта фактура отличается не только от цифры, но и от цветной пленки, которая производится иначе. Черно-белая пленка по-другому передает нюансы и позволяет различать объекты одной тональности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фактуры, игра света и симметрия в кадрах

Для съемки оператор подобрал винтажные объективы Bausch & Lomb Baltar, созданные в 30-х и 40-х годах. Он также использовал кастомные фильтры, имитирующие цветопередачу старой ортохроматической пленки, на которую снимали кино в начале 20-го века. Эта пленка передает ультрафиолетовый, синий и зеленый спектр лучшей, но не видит красный. Поэтому красный на ней – черный. Это позволяло утемнить цвет кожи актеров, создав необычную визуальную атмосферу. Именно ультрафиолет оказывается на пленке в виде загадочного свечения некоторых объектов. Единственная сцена, которую снимали без фильтра – это сцена с русалкой на пляже. Там кожа русалки и на руке Роберта Паттинсона светлая.

 

 

Идет рабочий процесс

 

Интересно, что каждый день отснятый материал для проявки и сканирования отправляли в Лос-Анджелес – где в пригороде Бурбанк нашли единственную на всю Америку мастерскую, способную гарантировать стабильное качество проявки такой пленки и необходимое фильму отношение к каждому кадру.

 

PS: Дрессированных чаек снимали совсем в другом месте, а на площадке в отдельных сценах их заменяли набитые куклы.