Кинотрюк: домакетка

24 Марта 2020 11:08

За 100 лет своего существования – до повального использования компьютерной графики – великая иллюзия кино придумала много способов обмануть зрителя и заставить его думать, что он видит на экране больше, чем было реально сделано.

 

Объяснение приема

 

 

Одним из таких приемов была домакетка.

 

Это частичный макет, который, будучи расположенным прямо перед камерой, сливается в единое целое с полноразмерной декорацией. Расположенной намного дальше. Так вместо всего замка можно построить только его нижнюю часть, а верхнюю построить только в миниатюре. Кроме того, если постараться и правильно снять всю конструкцию, можно даже разместить актеров в окнах миниатюры. Одно из огромных преимуществ такого приема заключается в том, что снимать эту конструкцию можно в любое время суток, и свет на макете будет совпадать со светом на декорации.

 

Этот прием использовали с 1923 года. Один из первых примеров – фильм «Горбун собора Парижской богоматери» с Лоном Чейни. Здесь собор был построен только до полосы скульптур над входом. Все, что выше – это миниатюра.

 

 

Домакетка, частичная декорация и кадр из фильма «Дороти Вернон из Хаддон Холла»

 

Еще одним интересным примером был замок в фильме «Дороти Вернон из Хаддон Холла», здесь был построен первый этаж замка и стена с частью горы на заднем плане. Стена была нужна. Потому что в одной из сцен персонаж спускается из замка по веревке.

 

 

Но самым грандиозным случаем была домакетка в «Бен-Гуре» (1925) – это была массивная часть зрительских трибун ипподрома вместе с сотнями миниатюрных кукол. Все было сделано так, что камера даже могла панорамировать вдоль трибун, не теряя при этом единства двух частей перед ней. Это показано в видео выше.

 

 

 

 

Домакетка для фильма «Бен-Гур»

 

 

В отечественном кинематографе этим приемом тоже активно пользовались.

 

 

Одной из самых больших домакеток, например, была домакетка для фильма Сергея Бондарчука  «Борис Годунов» (1986).

 

 

Процесс работы

 

Домакетка

 

Кадр из фильма «Борис Годунов» (1986)

 

Одним из самых последних примеров такого трюка – финальная сцена в фильме «Звездные войны: Скайуокер. Восход» с краулером джав на Татуине. Краулер был макетом всего полтора метра в длину, а джавы стояли гораздо дальше от камеры и казались маленькими.

 

Сегодня в большинстве случаев пользуются компьютерной графикой, в отличии от реальной съемки она позволяет двигать камеру в такой ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Процесс работы и кадр из фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»