Изоляция в кино: виды, цели и причины

26 Марта 2020 12:26

Сегодня в попытке противостоять бушующей эпидемии изолируется примерно треть населения планеты. Кино, как известно, проигрывает разные сценарии, и тем самым морально готовит зрителей к подобным сценариям. Конечно, в кино все это гораздо ярче и драматичнее. Тема изоляции присутствует во множестве сюжетных вариантов. Давайте попробуем подобрать наиболее похожий, если получится.

 

 

Переживающие изоляцию персонажи делятся на самоизолирующихся или насильственно изолируемых. Например, героиня Сигурни Уивер в «Имитаторе» самоизолируется, потому что страдает агорафобией. А персонажа Райана Рейнольдса изолировали насильственно – в гробу в фильме «Погребенный заживо». А вот в фильме «Мизери» по мотивам одноименного романа Стивена Кинга два персонажа, героиня Кэти Бейтс – добровольная затворница, а вот бедного писателя в исполнении Джеймса Каана она удерживает насильно.

 

В фильмах герои самоизолируются по разным причинам. Например, персонажи фильма «Кловерфилд, 10» тупо пытаются выжить, закрывшись в бункере, потому что за окном творится какой-то невероятный апокалипсис с неожиданно появившимися откуда-то монстрами. Та же цель загнала на отдаленную ферму и героев фильма «Тихое место». А герой картины «1408» самоизолируется в проклятом номере отеля на ночь, чтобы доказать, что никакой чертовщины там нет.

 

 

Как мы уже писали выше, по причине болезни самоизолируется героиня фильма «Имитатор», та же причина загнала в пластиковый пузырь и героя фильма «Парень из пузыря». В еще не вышедшем фильме «Женщина в окне» героиня Эми Адамс тоже страдает агорафобией, и вынуждена сидеть дома. А вот персонаж триллера Альфреда Хичкока «Окно во двор» засел дома временно – пока не заживет его сломанная нога. И это не мешает персонажам обоих фильмов следить за соседями из дома напротив.

 

Кстати, зачастую самоизолянты скрывают какую-нибудь страшную тайну, которая и становится причиной их изоляции. Это может быть инцест («Багровый пик»), убийство («Мы всегда жили в замке»), содержание заложника («Не дыши», «Тайна в его глазах», «Мизери»), призраки в доме («Гости», «Обитатели»), какие-нибудь мутации («Люди под лестницей», «У холмов есть глаза», «Вспомнить все») или болезнь («Психоз»), проведение экспериментов на людях («Лекарство от здоровья»), наличие сверхспособностей («Иные») или какая-нибудь другая чертовщина («Солнцестояние», «Дракула»). Для описания подробностей нюансов во всех вариантах потребуется отдельная статья – уж очень много разных причин затворничества у многочисленных вымышленных персонажей! Особенно, если копнуть жанр хоррора.

 

 

Население всей планеты самоизолируется в подземных пещерах в фильме «Бегство Логана», потому что снаружи случилась ядерная война и теперь поверхность планеты непригодна к жизнедеятельности человека. Тот же сюжет мы видим в фильме «Город Эмбер: Побег». Иногда персонаж вообще остается один в силу каких-то глобальных катастроф («Я - легенда», «Последний человек на земле»).

 

Часто люди пытаются изолироваться от жуткой напасти, которая поджидает их снаружи. Это могут быть монстры («Кловерфилд, 10», «Тихое место»), какой-то вирус («28 дней спустя») или нашествие зомби («Добро пожаловать в Zомбилэнд»).

 

 

Целая плеяда персонажей фантастических фильмов героически самоизолируется на космических кораблях, бороздящих бесконечное и необъятное пространство кинокосмоса. Начиная с экипажа исследователей из фильма «2001. Космическая одиссея» и заканчивая героями картины «Пандорум». Про космических отшельников можно написать отдельную статью. Набор картин и вариантов изоляции здесь достаточно велик. Например, персонаж картины «К звездам» страдает синдромом Аспергера, поэтому эмоционально изолирован от окружающих даже когда находится дома.  И в космосе ему – самое место. А герои фильма «Интерстеллар» самоизолировались на корабле не только в пространстве, но и во времени. Когда они вернутся, они увидят совсем другое будущее. На самом деле это ждало бы всех путешественников в дальние миры, но в фильмах эту проблему чаще всего не освещают. Например, в дилогии «Чужой» - «Чужие» героиня Сигурни Уивер попадает в ситуацию, когда изначально не такое длительное путешествие уводит ее из дома на 80 лет.

 

Впрочем, часто в изоляцию попадают и не по своей воле, как мы уже выясняли. Например, классический персонаж Робинзон Крузо стал невольным затворником на необитаемом острове из-за кораблекрушения. Такие изоляции бывают разрушительными для человеческой психики («Повелитель мух»), а бывают и вполне себе мирными («Голубая лагуна»).

 

 

Космические крушения и поломки тоже приводят к нежеланной изоляции («Пассажиры», «Черная дыра», «Гравитация»). Да и не только космические. В фильме «Бездна» персонажи оказываются на морском дне. Море вообще очень коварно, оно может изолировать против твоей воли («Не угаснет надежда», «Во власти стихии», «В сердце моря», «Приключение «Посейдона»). Иногда морская чертовщина делает из людей невольных изолирующихся. Это могут быть неизвестные науке вредоносные живые существа, как в фильме «Морские паразиты», или какие-то аномалии, как, например, в картине «Треугольник». Кстати, Бермудский треугольник часто становится причиной изоляции («Остров погибших кораблей»). Но попасть в изоляцию из-за поломки или бедствия можно не только в космосе или море. Можно оказаться отрезанными от мира на земле, например – в горящей высотке («Ад в поднебесье», «Небоскреб»).

 

 

 

 

Отдельной строкой стоят самоизолянты, делающие это с какой-то целью. Это может быть исследовательская или спасательная миссия в какой-нибудь отдаленный регион или даже в космос («Нечто», «Сквозь горизонт», «Пекло»). Впрочем, герои, выполняющие какую-то работу («Чужой», «Обливион») или находящиеся в колониальной миссии («Чужой: Завет») или собравшиеся для решения какого-то вопроса («12 разгневанных мужчин», «Гараж», «Резня») тоже входят в эту категорию.

 

 

Цель принудительной изоляции тоже может быть разной, например, месть («Олдбой», «Не дыши»), сохранение тайны («Переводчики»), какое-то испытание («Экзамен», «Клаустрофобы»), нападение («Комната страха»), эксперимент («Эксперимент «Офис», «Пила») или простое наказание («Клуб «Завтрак», «Училка»).

 

 

 

 

Самая примитивная тема взятия заложников тоже в этой коллекции. Кстати, как мы видели, взять в заложники можно где угодно: в школьном классе («Училка»), в банке («Собачий полдень», «Однажды в Стокгольме»), в небоскребе («Крепкий орешек»), в кино или театре («Последнее испытание»), в собственном доме («Мизери») или замке («Дракула», «Дом ночных призраков»), в поезде («Пассажир», «Нон-стоп»), в самолете («Самолет президента», «Воздушный маршал», «Крепкий орешек 2»), в настольной или видеоигре (серия «Джуманджи») и телефонной будке («Телефонная будка»), и даже в противоакульей клетке («Синяя бездна»). Иногда можно стать заложником где угодно – стоит только посетить какое-нибудь проклятое место («Проклятие») или посмотреть какую-нибудь заряженную видеозапись («Звонок»). Никакая самоизоляция не спасет!

 

Если же рисовать таблицу и делить все подобные фильмы на тематические категории, то некоторые киноистории войдут в несколько категорий. Какая из них больше подходит к нам сегодняшним? Решать вам.