История Брюса. Создание механической акулы для фильма «Челюсти»

22 Июня 2020 18:01

В субботу исполнилось 45 лет со дня выхода на экраны ленты Стивена Спилберга «Челюсти», ставшей первым блокбастером в истории кино. Фильм открыл эру блокбастеров, и об этом написано и сказано довольно много. Но мы хотим рассказать о другом.

 

Мы расскажем о том, кто и как создавал главного злодея этой истории – механическую акулу по кличке Брюс, названного Спилбергом в честь своего юриста. Мы расскажем о неизвестных тружениках кинематографа, часто остающихся за пределами внимания прессы.

 

Да, кто о чем, а мы – опять о спецэффектах.

 

Для начала немного истории, чтобы объяснить, с чем пришлось столкнуться команде продюсеров студии Universal, когда они пытались собрать специалистов для этой уникальной работы.

 

В конце 50-х закончилась эпоха золотого века кино. Да, официально это произошло в 1967 году, но основные события этого процесса завершились в начале 60-х. Студии мейджоры расформировали свои производственные отделы, включая спецэффектные. Легендарные специалисты-ветераны, проработавшие в студиях с 30-х годов, ушли на пенсию, умерли или сменили область деятельности. Мастеров, способных сделать механического монстра, который требовался по сюжету картины, просто не было.

 

Продюсеры ленты обратились сначала в студию Дисней, дольше всех сохранявшей свой спецэффектный отдел. Там им сказали, что это сделать невозможно, ну а в лучшем случае работа по созданию полноразмерной механической акулы будет длиться год. Но предложили позвонить легендарному пенсионеру студии Роберту Э. Матти, который в свое время сделал спрута-гиганта для картины «20 тысяч лье под водой».

 

Роберт А. Матти

 

 

Роберт Э. Матти родился в 1910 году в Нью-Джерси, а любовь к профессии обрел в  16 лет, когда сопровождал отца на площадку картины Сесиля Б. ДеМилля «Царь царей», где его отец Роберт Матти старший делал дизайн исторических монет и некоторых миниатюр для фильма. Подростка восхитил масштаб творчества кинематографистов, особенно – декорации и реквизит, и он принял решение стать спецэффектником. И очень быстро привел свое намерение в исполнение. Среди его работ «Кинг Конг» 1933 года,  «Тарзан и его подруга» (1934), а также – популярный сериал «Флэш Гордон» (1936). Для фильма студии Republic Pictures «Найти красную ведьму» создал реалистичного осьминога. Именно эта работа и привлекла к нему студию Дисней, которая собиралась делать «20 000 лье под водой». Так началось его 20-летнее сотрудничество с этой компанией. Для компании Дисней Матти делал и аттракционы Диснейленда, включая «Круиз по джунглям», по которому недавно сняли новый фильм.

 

Боб Матти на локации

 

 

Когда Джо Элвс, художник-постановщик фильма пришел к нему с вопросом, можно ли сделать такую акулу, Матти ответил: «Можно сделать что угодно», и сразу набросал ему механизм открывания рта. Создание работающей проволочной модели механизма акульих челюстей обеспечило Роберту Матти место в команде фильма. Теперь оставалось собрать команду.

 

Создание формы акулы

 

Первым человеком в списке Матти был Рой Арбогаст.  Бывший строитель, сменивший область деятельности, он отлично разбирался в  уретане, пластике и резине всех видов и мастей. Ему поручили отливку кожи акулы. Они втроем (Элвс, Матти и Арбогаст) обсудили, какой вид уретана лучше подойдет для данной задачи, ведь нужно было, чтобы он был водоотталкивающим и не впитывал воду – коже монстра предстояло провести достаточно времени в соленой морской воде, которая растворяет и портит почти все.

 

Рой Арбогаст

 

«По-моему, это был первый случай, когда кожа подобного монстра была сделана не из пенолатекса, – говорит Арбогаст. – Когда я пришел на проект, мы сделали экспериментальную акулу длиной 180 см и начали испытывать на ней материалы. Мы пробовали латекс и разные виды уретана. Если бы мы не нашли подходящий материал, мы бы до сих пор снимали «Челюсти», пытаясь заделать дыры в коже акулы. Потому что большинство из них при появлении дыры невозможно заделать до нужного натяжения и внешнего вида – особенно, в соленой воде».

 

Вторым в списке был Ричи Хелмер, молодой парень, хорошо разбирающийся в электронике. Третьим – Тим Баар, уже получивший «Оскар» за спецэффекты фильма «Машина времени» (1960). Кроме них в команду также попали братья Вуды, Гэри и Майк – специалисты по сварке. Конрад Крамм умел делать механические сани, которые необходимы для обеспечения движения акулы в воде, а Стэн Махони был умельцем по внутренней механике куклы.

 

Джо Элвс также позвал в команду инженера и чертежника Фрэнка Вурмзера, который бы сделал все технические чертежи, и скульптора Дон Чандлера, который делал страшных существ для телефильма «Кричи, красотка Пегги». Ему Элвс отдал свою полутораметровую скульптуру акулы для воспроизведения в полном размере. Он вылепил акулу в ее реальном размере – 7,6 метра. После чего с нее сделали слепок.

 

 

 

Обе части команды работали одновременно: Чандлер должен был абсолютно точно воспроизвести макет Элвса, а Арбогаст должен был убедиться, что механика Матти поместится внутри этой скульптуры. Кстати, семерых человек под руководством Матти назвали «Великолепной семеркой».

 

 

 

Роберт Матти придумал подводную механическую платформу, управляющуюся с берега, что позволило бы ему и его помощникам заставить акулу делать все, что требовалось режиссеру. Но очень быстро стало понятно, что для исполнения всех описанных в сценарии трюков таких механических акул должно быть несколько. Ведь она должна была своим телом закрывать все провода и трубки, которые помогали приводить ее в действие, и которых не должна была видеть камера.

 

Таким образом, потребовалось три акулы: одна на подводной платформе с движущейся головой и челюстями, и две плавающие с «дырками» для системы управления с разных сторон, чтобы камера могла снимать их с разных ракурсов.

 

В феврале 1974 года, когда книгу Бенчли наконец-то издали, она стала бестселлером. Студийные продюсеры заставили команду ускорить работы, чтобы начать съемки в апреле, но ни декорации, ни сценарий, ни акулы еще не были готовы. Ведь не зря говорили, что на создание акулы потребуется год. Когда Матти сказал «Можно сделать что угодно», он не оговорил время, за которое это можно сделать, поэтому продюсеры добавили к этому в своей голове слово «завтра». Но «завтра» не вышло. Поэтому в команду влились два скульптора и сварщик Билл Шорт.

 

В связи с укороченным временем работы над акулами, команде не дали провести тесты механического существа на воде. Ее протестировали только на суше. Акула работала отлично, правда, немного дрожала, но Матти был уверен, что в воде этого дефекта или не будет видно, или само дрожание будет сглажено выталкивающими свойствами воды.

 

 

Они ее опустили в воду, и она утонула. Пришлось вызывать аквалангов, чтобы поднять акулу на сушу

 

Проблемы начались, когда акул повредили при перевозке. Поэтому Матти и команде пришлось выстроить мастерскую по починке акул прямо на локации. Очень быстро стало понятно, что электроника в морской воде не работает, и все управление акулой пришлось ретрофицировать, заменив на пневматику.

 

 

Съемка работы акулы

 

 

Пневматическая система управления

 

«Большую часть времени мы проводили за починкой акулы, – вспоминает Арбогаст. – Нам постоянно приходилось ее переделывать. Мы работали от механизма к поверхности – укрепляли поверхность натянутой тканью в несколько слоев или металлической сеткой там, где она могла пойти нежелательными складками. Уретан наносили в виде жидкости, и потом сушили феном. Акула постоянно требовала каких-то действий с нашей стороны».

 

 

 

И поскольку акулы все время не работали, или работали не так, как было нужно, Спилбергу пришлось изобретать другие методы демонстрации ее присутствия. Например, сцена с гарпуном и поплавками, меняющими направление движения, была придумана потому, что акулу не смогли заставить работать. Но привязанные к лебедке поплавки заменили ее отлично – это одна из самых напряженных сцен в фильме. Кстати, во время ее съемки съемочная группа утопила «Орку» – катер, на котором разворачивались все события.

 

Дело в том, что поплавки двигались к катеру по прямой, и для этого в корпусе судна была проделана дырочка, сквозь которую протянули трос с поплавками. В какой-то момент трос зацепился за доски и выдрал приличный кусок из деревянного корпуса «Орки». Образовалась дыра, в которую хлынула вода. Но к счастью, все кадры с плавающим «Оркой» на тот момент были уже сняты, оставалось сделать тонущий корабль. Художник-постановщик тут же приступил к строительству копии «Орки» для финальных сцен фильма.

 

 

Брюс все время требовал ремонта

 

Но вернемся к акуле. Сегодня Спилберг говорит, что если бы акула работала или технологии позволили сделать CGI монстра, фильм не получился бы и в половину таким напряженным, каким он вышел. «Я бы показал акулу сразу, –  говорит он. – И все напряжение было бы разрушено. Потомку что как только зритель видит монстра, ему становится скучно». Именно отсутствие акулы на экране заставляло нас напряженно следить за событиями.

 

Единственная миниатюра, которую сделали для фильма – это тонущая туша акулы, которую мы видим в финале после взрыва. Эти кадры снимали уже в съемочном бассейне студии MGM.

 

 

Четвертая акула

 

 

 

 

Но был и четвертый Брюс – из оргстекла. Его отлили по оригинальным слепкам Арбогаста для парка развлечений студии Universal. С ней с удовольствием фотографировались все посетители. В 1990 году руководство парка решило, что старушку следует заменить. И старую версию продали, ее купил владелец свалки автозапчастей Сэм Олден. Ее повесили горизонтально между деревьями, чтобы она наблюдала за машинами на развале. За эти годы Олден получил множество предложений выкупить у него акулу. Но он отказался ее продавать. Только после его смерти его потомки разрешили забрать акулу с «насеста». Но сначала позвали экспертов, чтобы убедиться, что это – действительно четвертый Брюс.

 

Джо Элвс и Рой Арбогаст облазили всю акулу, рассматривая швы стыковки частей и ее форму, и объявили, что она действительно отлита по оригинальным формам, созданным ими для фильма Спилберга.

 

 

Джо Элвс и Рой Арбогаст осматривают копию Брюса

 

 

 

Брюс в мастерской Грега Никотеро

Акулу поместили в мастерскую Грега Никотеро, специалиста по спецэффектному гриму и фаната фильма «Челюсти». Они  его команда восстановили Брюса для нового музея кино Американской киноакадемии.