Аниме: Упрощённые формы

08 Июля 2020 08:51

Сегодня в онлайн прокат выходит японская лента «Здравствуй, мир», поэтому мы решили поговорить об аниме — японской анимации, своеобразной и самобытной. Мы попытаемся вычленить основные источники, сформировавшие «жанр» в том виде, в каком он сейчас, причины, по которым аниме популярно у юной возрастной аудитории, в том числе – в России и основы основ визуала, которым данный «жанр» пользуется.

 

 

О причинах экспрессивности и русскоязычной аудитории

  

 Анимации в Японии много лет (она есть с 1917 года как минимум), за это время в стране успело поменяться многое. Несмотря на то, что в культурном плане страна весьма консервативная, она относительно успешно поспевает за мировыми трендами. Но именно в балансе традиций и инноваций в культуре страны можно найти острейшие противоречия.

 

    А так как всякое искусство носит классовый характер, оно не может не испытывать влияния этих противоречий. Другое дело, что Япония долгое время находилась в культурной и экономической изоляции и успела выработать ряд языковых повествовательных особенностей, не понятных стороннему зрителю. Мы затронем их совсем чуть-чуть, но больше внимания уделим тому, что же в этом «визуальном языке» цепляет каждого.

 

    В Японии принято (почти) всюду вести себя сдержанно, не сомневаться в приказах начальства и не выпячивать собственные интересы поверх коллективных.

 

    В таких условиях эмоциональное давление на человека бывает невыносимым — вот люди и отрываются в свободное время, как могут. Многие же видели странные японские телепередачи? Это не могло не отразиться в анимации и манге (живописи, музыке в том числе).

 

 

    Особенно остро эту проблему чувствуют молодые люди — оно и понятно, гормоны бушуют, происходит переход во взрослую «реальную» жизнь, острая конкуренция, непонятная картина мира — в огромном потоке сегодняшней информации сложно разобраться, где правда,  где ложь. Так ещё и в основной своей массе рабочий человек становится бесправен — тебя могут уволить за что угодно — не так чихнул, опоздал, ошибся, просто настал кризис, а кричать всё равно нельзя. Не принято.

 

 

    У нас аниме в основном интересуются молодые люди. Хотя далеко не все мультфильмы рассказывают о школьниках или студентах-попаданцах в другие миры или время, но это то, что у нас сейчас активно приживается.

 

    Приживается (в качестве иммунной реакции медиасреды) и стереотип о том, что аниме - мультики для детей, либо для психов и больных извращенцев (преимущественно из-за разновидностей хентая (поджанра эротики), и его поджанров яоя, юри, а особенно гуро).

 

 

 

Арт по аниме «Оверлорд» (Не хентай, но эротично и мило)

 

 

    Хотя фактически ситуация в аниме такая же, как с «обычным» кино: есть свой условный  миниатюрный Голливуд, пара десятков независимых авторов, Условный ПорнХаб и, конечно же, разные подземные притоки (андерграунд), которые однажды станут мейнстримом.

 

 

 

    На родине такого контента мало кто разделяет столь стигматизирующие предрассудки — там контент найдётся на все возраста и социальные слои и на все тренды, включая МеМнОсТь (наличие коротких фрагментов, смысл которых меняется в зависимости от контекста).

 

    Люди, давно знакомые со средой всемирной сети очень ценят интерактивность — одной из её форм как раз и являются всяческие склейки или подборки мемов. Иногда это даже целые истории минут на 20 — и это касается вообще всех видов мемов, не только аниме (особенно умело эту тему использует сериал JoJo’s Bizzare Adventure).

 

    Это, кстати, одна из причин, почему у нового поколения мало интереса к телевизору — в нём ты в основном играешь пассивную роль и не чувствуешь себя полноправным участником действия, а так хочется движения, когда ты молод.

 

 

 

Арт по аниме «Осомацу-сан»

  

 

 Разумеется, это далеко не все, но ключевые причины популярности аниме у молодёжи, в том числе – в России.

 

 

  Визуальные средства

 

 

    В визуальном повествовании манги и аниме часто прибегают к приёму «эффект маски», когда персонаж нарисован просто, но характерно, а вот его окружение на редкость проработано. Эффект позволяет зрителю как бы «надеть маску» героя и погрузиться через него в этот мир. Каким будет этот мир — отдельный разговор.

 

    Иногда для того, чтобы вызвать антипатию к персонажу, его лицо, напротив, усложняется деталями — так он выглядит более опасным и чужим.

 

    Упрощаются (или усложняются) не только изображения, но и характеры персонажей. Это давняя общемировая тенденция — выработка архетипов — как бы крючков, за которые можно «цеплять» определённые аудитории.

 

 

 

Кадр из аниме «Невероятные приключения ДжоДжо» (5й сезон) (Можно наблюдать «эффект маски»)

 

 

    В аниме эти архетипы несколько отличаются от западных или европейских, что часто отталкивает новую «взрослую» аудиторию, но привлекает «молодых», ведь так приятно познакомиться с чем-то странным, непонятным, но таким новым, в то же время чем-то древним, словно с другой планеты.

 

 

    По этой же причине популярен и хентай. Там часто можно найти каких-нибудь монстров вроде тех, что описывал Лавкрафт. В своё время его работами, работами Эдгара Аллана По и прочими образчиками декаданса очень увлекались японские авторы, что не удивительно после такой длительной культурной изоляции. Но родилась проблема, о которой говорил Филип К. Дик в романе «Человек в высоком замке»: увлечение бездумным подражательством сгубило многих авторов — как музыкантов, так и художников (и не только в Японии). Часто можно встретить работы без ясно сформулированной целевой аудитории — кажется, что смотришь какой-то артхаус.

 

 

    Но со временем простое отражение упаднических настроений аудитории (особенно после Хиросимы и Нагасаки) переросло в нечто большее: кто-то из авторов начал удовлетворять запрос зрителей на «побеситься», кто-то пытается говорить о вечном, кто-то продолжает искать новые выразительные средства ради самих средств и т.д.

 

 

 

 

Кадр из аниме «Ванпанчмен» (Ещё более заметный образец «эффекта маски»)

 

    По ходу развития этого вида искусства европейская «обложка» была поглощена и переварена. Но когда всего этого не знаешь, первая реакция может быть крайне негативной, особенно если воспитан ты на «Трое из Простоквашино».

 

 

Василий Копытцев