Главные эффекты «Привидения». 30 лет шедевру Джерри Цукера

13 Июля 2020 12:18

Думаю, вряд ли кто-то будет спорить, что драма «Привидение» с Патриком Суэйзи и Деми Мур – это лучший фильм о призраках, коих за время существования кино было довольно много. И мы не воспринимаем эту ленту, как спецэффектную, но эффекты там есть, и довольно сложные. Вот о них мы и расскажем.

 

Интересно, что Джерри Цукер раньше снимал только безбашенные комедии, но всегда в соавторстве, и это был первый его фильм, снятый соло и первая драматическая фантастика со спецэффектами, от которых Цукер пытался избавиться по максимуму, сокращая и переписывая сценарий.  Но даже оставшихся сотни шотов хватило, чтобы занять несколько студий.

 

Прохождение сквозь объекты

 

Эффектом прохождения сквозь объекты занималась компания ILM. Режиссер хотел, чтобы это был новый вид эффекта, не стандартные сплит-скрины и ротоскоп. Он хотел показать нечто, чего никто до сих пор на экране не видел.  По задумке режиссера призрак «впитывает» материю, через которую проходит – в тот краткий промежуток времени контакта с ней. И чтобы эффект не выглядел плоским. Так что, задача была совсем нетривиальна.

 

Для этих кадров актера снимали отдельно на фоне хромакея. Потом делали две маски: одну по форме его фигуры, а другую – меньше размером, и размывали их. Так край фигуры становился полупрозрачным и сквозь него просвечивал тот объект, сквозь который герой проходил в той или иной сцене.

 

 

 

В сценах драки было решено сделать размытый след за движением рук актера, потому что иначе зритель бы совсем ни чего не увидел. Этот эффект – анимация.

 

Для этой сцены обе версии Сэма снимали на фоне хромакея. А на заднем плане – макет в масштабе 1:8.

 

 

Макет метро

 

 

 

Одной из самых запоминающихся сцен в фильме была сцена знакомства Сэма с призраком, обитающим в метро. Это тоже довольно сложная сцена. Дело в том, что вагоны метро и тоннель – это макеты. Их снимали фотокамерой Nikon, модернизированной командой ILM для фильма «Индиана Джонс и Храм судьбы», потому что обычная камера в него бы не поместилась – тоннель был слишком маленьким.

 

 

 

Макет поезда в масштабе 1:12 достигал 15 метров в длину и включал шесть полностью функционирующих вагонов. Составные части вагонов вырезали лазером из пластмассы, добавили слой алюминия, чтобы придать им вид нержавеющей стали, гофрированные части повторяли элементы реальных вагонов нью-йоркского метро. Крыши вагонов сделали методом вакуумной формовки. Колеса отлили по формам, использованным для стоящей на рельсах модели ДеЛориан из фильма «Назад в будущее 3». Миниатюрные лампочки для тоннеля тоже позаимствовали из числа тех, что использовали в миниатюрном туннеле в фильме «Индиана Джонс и Храм судьбы». В движение эти вагоны приводили трос и лебедка.

 

Кликеры – духи из ада

 

 

 

Темными призраками занималась команда студии Available Light. Их снимали с помощью покадровой анимации с длинной выдержкой. В процессе съемки тестов на куклах было выявлено, что при длинной выдержке болтающаяся одежда превращалась в темный энергетический шлейф. Этот эффект тоже решено было использовать. Только вот куклы не подходили для такой съемки, потому что нужна была полноразмерная кукла – в человеческий рост.

 

 

Кстати, мима довольно быстро пришлось заменить  он устал

 

Поэтому на съемки позвали мима, который умел долго стоять абсолютно неподвижно, сохраняя позу. Его снимали в белой одежде на черном фоне, чтобы потом инвертировать кадры. Это тоже была нетривиальная задача, потому что эти призраки тоже взаимодействуют с персонажами, которых снимали обычной съемкой, и нужно было как-то соединить покадровую съемку с обычной динамической.  

 

Съемка кликеров заняла десять недель. Потому что объект съемки был только один. И он должен был отыграть всех кливеров в сцене. После чего кадры с призраками нужно было скомбинировать, создавая из них групповые сцены.

 

 

Добрые духи

 

 

 

 

В фильме кроме духов из ада есть еще и добрые духи. Впервые Сэм сталкивается с ними, когда видит умирающего пациента в больнице в самом начале своего «приключения». Этих призраков снимали на черном фоне, и с самым первым возникла проблема – на роль первого светлого призрака, которого видит Сэм, взяли афроамериканца. Но оператор осветил его поярче, и с его съемкой проблем в итоге не возникло.

 

Для финальных кадров ухода Сэма в загробный мир консультант фильма Харрисон Элленшоу написал концепт-иллюстрацию маслом на картоне. Эти кадры отдали студии Boss и ее легендарному руководителю Ричарду Эдлунду. Для быстроты реализации эффекта Эдлунд использовал систему видеоманипуляции.

 

 

 

Уходящего вдаль Патрика Суэйзи отсняли на фоне хромакея. Для фона использовали съемку фольги с цветными отражениями, и эти кадры спроецировали на экран. Дополнительно использовали анимацию для создания горизонта, которого в исходных кадрах не было. Для создания других эффектов использовали… эндоскоп и новогоднюю мишуру. Эту съемку позже использовали для создания сияния вокруг Сэма. Белые фигуры на заднем плане – танцоры в белом, снятые на черном фоне.

 

 

На съемочной площадке