Кинокостюм и творчество Густава Климта

14 Июля 2020 08:00

Сегодня исполняется 158 лет со дня рождения австрийского художника Густава Климта, чье творчество неизменно вдохновляет других творцов и художников. И кино – не исключение.

 

 

 

Австрийский художник Густав Климт сегодня, пожалуй, один из самых цитируемых в мире. Его картины воспроизводят на магнитах для холодильников, диванных подушках, носках, трусах, пепельницах и т.д. Византийская дробность и роскошь некоторых его полотен, таких, как «Портрет Адель Блох-Бауэр» (она же «Женщина в золотом») и «Древо жизни» пришлась по душе не только знатокам живописи, ценящим чувственность образов и выразительность линий, но и людям, которые вживую этих картин никогда не видели. Не остались в стороне от «климтомании» и художники по костюмам кино. Правда, чаще всего, они используют цитаты из его произведений в определенном смысловом контексте.

 

1. «Дракула», 1992. Художник по костюмам Эйко Исиока (премия «Оскар» за дизайн костюмов)

 

Самый известный кинокостюм, вдохновленный Климтом - это золотой, погребальный саван Дракулы из одноименного фильма Ф.Ф. Копполы. В дизайнеего ткани, созданной из множества собранных вручную лоскутков, мы видим цитирование картин Г. Климта «Поцелуй» и «Портрет Адели Блох-Бауер».    

 

 

«Наш фильм был задуман в двух временных периодах: в византийском, когда жил Влад Цепеш, будущий Дракула, и в викторианском (конец 1890-х годов), когда жила Мина, – рассказывает режиссер, – Поэтому я стал изучать искусство конца XIXвека, и остановился на символизме. В основуэтого художественного движения, предшествовавшего сюрреализму, легли воспоминания, поэтические образы и сновидения. И частью этого движения стали картины Климта, художника-символиста, работающего с эротическими образами. Символизм дал нам прекрасную возможность визуально раскрыть тему фильма и создать в нем нужное настроение».

 

 

 

Художник по костюмам Эйко Исиока объяснила, что стиль картин «Золотого периода» Климта, вдохновленный византийскими мозаиками, пришелся очень кстати к образу главного героя: «Когда я увидела картину Климта «Поцелуй», то сразу почувствовала восточное присутствие в этой европейской живописи. И захотела через нее выразить в костюме героя гибрид культур, встречу Востока с Западом»

 

2. «Золушка», 1997. Художник по костюмам Эллен Мирожник

 

В телевизионном мюзикле «Золушка» от Walt Disney Television также можно увидеть отсылки к картинам Густава Климта. Но здесь художники обратились к нему по другим причинам.    

 

 

«Это сказка, – говорит режиссер фильма Роберт Исков, – Поэтому все в ней насыщено цветом, все гиперкрасочно и ярко. К тому же эта полифония отвлекает от цветного актерского каста. В декорациях и костюмах объекта «деревня» и мира Золушки я решил отталкиваться от работ Густава Климта, а для темы Принца взять цвета картин Максфилда Пэрриша».

 

 

 

Заимствование декоративных элементов из полотен Климта мы отчетливо видим на бальном платье Мачехи.

 

Но самый запоминающийся костюм носит Фея в исполнении Уитни Хьюстон. «Вы действительно можете увидеть, как мы используем Климта для создания ее платья, – говорит художник по костюмам Эллен  Мирожник, – Но это не точное воспроизведение «Женщины в золотом» [«Портрет Адель Блох-Бауэр»], мы использовали эту картину лишь в качестве источника вдохновения».

 

 

  3. «Звездные войны. Эпизод II. Атака клонов», 2002. Художник по костюмам Триша Биггар    

 

 

Опираясь на культуру и традиционный костюм разных стран, Триша Биггар придумала для Падме Амидалы в общей сложности 68 костюмов. Выбирая столько этнических тем, она хотела замаскировать находящуюся в опасности королеву, и запутать ее преследователей. Во II эпизоде платье для пикника имеет в своем стиле явные отсылки к «Портрету Адель Блох-Бауэр». Орнамент у платья тоже дробный, но не графичный, как у Климта – вместо треугольников и прямоугольников Триша использовала флоральный рисунок, который больше соответствует романтическому настроению сцены. При этом золотые фактуры не дают зрителю забыть, что перед ними – королева.

 

 

  4. «Отель «Гранд Будапешт», 2014. Художник по костюмам Милена Канонеро (премия «Оскар» за дизайн костюмов)

 

 

 

Если создатели «Дракулы», обращаясь к картинам Климта, думали об их чувственности и византийском духе, а «Звездных войн» – о статусе главной героини, то золотое платье мадам Д. из фильма «Отель «Гранд Будапешт», по словам авторов,«олицетворяет солнце, которое скоро закатится, погружая мир во тьму». Поскольку действие фильма происходит в предвоенной Европе, то, как мы знаем, все именно так и произойдет.  

 

 

«Героине Тильды Суинтон, Мадам Д., восемьдесят четыре года, – говорит художник по костюмам Милена Канонеро, – Уэс описал ее как эксцентричную красавицу, коллекционера произведений искусства, находящуюся вне моды и времени. Поэтому я разработала одежду в стиле начала двадцатых годов. Шелковый бархат для платья и для пальто мы вручную расписали узорами, вдохновленными картинами Густава Климта. Этот стиль пошел на пользу не только костюмам, но и помог в фильме визуализировать мир Уэса»

 

 

 

За спиной Тильды Суинотон мы видим на стене еще два пейзажа Климта

 

5. «Багровый пик», 2015. Художник по костюмам Кейт  Хоули

 

Забавно, в фильме Гильермо дель Торо художник по костюмам Кейт Хоули дала всем платьям свои имена. Одно из них, «Разбитое сердце», было вдохновлено картиной Климта «Портрет Сони Книпс». Оно сшито из плиссированной вручную ткани и украшено поясом с вышитыми мелкими цветочками и сердечком, что символизирует хрупкость и нежность главной героини. Золотистый цвет костюма означает статус Эдит как богатой наследницы.  

 

 

Это платье доставило немало хлопот костюмерам, поскольку оно сильно пачкалось от уличной грязи, которой были обильно задекорированы улицы города, а ручная плиссировка постоянно распускалась. Пришлось мастерам срочно изготавливать еще пять дублей платья.

 

6.  Анимационный сериал «Миа и я», 2011 - 2018    

 

 

Совсем неожиданно было увидеть костюмы в стиле Климта в детском мультсериале. Тем не менее, для их создания художники использовали мотивы таких его полотен, как «Поцелуй», «Ожидание», «Гигиея» и прочих.  

 

 

Неизвестно, как бы на такую трансформацию своих чувственных полотен в детскую анимацию посмотрел бы сам художник, но, безусловно, это еще один знак его невероятной популярности в наши дни.

 

 

 

7. «Невеста ветра», 2001. Художник по костюмам Шуна Харвуд   А вот реже всего можно увидеть костюмы с картин знаменитого венского художника в биографических фильмах, посвященных ему или его окружению.

 

 

 

И все же, например, в фильме «Невеста ветра», посвященном Альме Малер, жене известного композитора Густава Малера и музе Оскара Кокошки, хотя Климту и отведена эпизодическая роль, но в сцене богемного бала можно увидеть своеобразный косплей его картины «Юдифь и голова Олоферна».

 

8. «Климт», 2006. Художник по костюмам Биргит Хаттер    

 

 

Этот фильм, несмотря на его название, скорее фантасмагория, чем биографическое кинополотно. Казалось бы, вот где можно было бы художнику по костюмам разгуляться и создать интересные стилизации, используя в качестве отправной точки замысловатые наряды с портретов Климта! Но Биргит Хаттер пошла своим путем. Например, для Миди (она же Эмилия Луиза Флёге, талантливый венский модельер и любовница Маэстро, изображенная вместе с ним на его картине «Поцелуй»), Биргит сделала костюмы, опираясь на созданные Флёге модели одежды, запечатленные на большом количестве фотографий.  

 

 

9. «Женщина в золотом», 2015. Художник по костюмам Беатрикс Аруна Пастор  

 

 

 

 

 

 

И не могу не упомянуть в этой подборке фильм, который целиком посвящен драматической судьбе портрета Адели Блох-Бауэр, утраченной жемчужине венской Галереи Бельведер. Однако, в немногих костюмах Адели, которую мы видим во флэшбеках главной героини, нет практически ничего, заимствованного с известных полотен Густава Климта. Только колье-ошейник.  

 

 

10. Климтовское платье Барбры Стрейзанд

 

   

 

 

И последний костюм по мотивам работ Климта, о котором я хочу рассказать, создан американским художником по костюмам армянско-иранского происхождения Реем Агаяном не для фильма, но для известной актрисы Барбры Стрейзанд.

 

 

Барбра появилась в этом «климтовском платье»в 1984 году на церемонии Scopus Award, где ей вручали премию «за совершенство в выбранной профессии и преданность еврейскому образованию».

 

Стрейзанд очень нравилась картина Г. Климта «Портрет Адель Блох-Бауэр» и она попросила сделать ей для церемонии похожее платье. Выбор этой картины очень символичен, поскольку Адель Блох-Бауэр была богатой венской еврейкой, ставшей знаменитой всему миру благодаря двум своим портретам, выполненным Климтом, которому покровительствовала ее семья.

 

Возможно, гениальность этого художника заключена как раз в том, что его полотна по-прежнему не только вызывают восхищение, но и стимулируют других дизайнеров на создание новых интересных работ. Причем, каждый находит в них что-то свое, созвучное теме и настроению.

 

 

Ирина Жигмунд