«Хороший человек»: зло с чистыми глазами

24 Августа 2020 08:09

Отечественные стриминговые видеосервисы вот-вот обойдут телевидение по популярности и выпуску достойных сериальных работ. Сейчас мало кто удивляется качественно сделанному российскому сериалу — здорово, что это начинает становится нормой.

 

В прошлом году Константин Богомолов заключил эксклюзивный договор с видеосервисом START: режиссёр два года будет снимать оригинальный контент только для этой платформы. Первой работой были нашумевшие «Содержанки», смело рассказывающие про интимную жизнь светской Москвы. Второй проект  — «Безопасные связи» про любовь во время пандемии, был снят в надоевшем уже жанре screen-life. Третий сериал  —  «Хороший человек»  — детективная история с Никитой Ефремовым и Юлией Снигирь в главных ролях, которая вышла на платформе 20 августа. Это вторая совместная работа Богомолова и Ефремова для START.

 

Криминальные истории любят снимать и любят смотреть. Особенно в России. На это повлияли времена «лихих 90-ых», идеологические споры о силе закона, преступности, принципах правоохранительных органов, культовые фильмы и сериалы «Брат», «Бригада», «Бандитский Петербург». «Хороший человек» близок российской аудитории не только детективной основной, но и темой. Сериал снят по мотивам реальной истории поимки «ангарского маньяка» бывшего милиционера Михаила Попкова, убившего около 80 женщин в период с 1992 по 2010 год в Ангарске.  

 

Сюжет «Хорошего человека» строится вокруг столичного следователя Евгении Ключевской (Юлия Снигирь), которая приезжает в провинциальный городок Рубежный по поручению руководства. Ей необходимо проверить версию о существовании в этой местности серийного убийцы. Помогать ей в расследовании вызывается местный капитан юстиции Иван Крутихин (Никита Ефремов), который также ведёт дела о пропавших девушках. Однако Крутихин и маньяк — это один и тот же человек.

 

Темп сериала неспешный, как и когда-то шло реальное следствие по Попкову. Здесь раскрываются не уголовные дела, а люди. А люди ли? (самый частый вопрос, которым задаешься при просмотре). Привычная мифологичность главного антагониста исчезает. Фигура убийцы не карикатурная, не прикрытая киношными клише в виде психического расстройства или получения удовольствия от совершения преступления. Маньяк в истории не часть жанра, а повод — поговорить про насилие и отношения между людьми. Богомолов намеренно стирает границы добра и зла, задаваясь главным вопросом: «Кто такой хороший человек?». Уходя от рамок детективного стиля (ведь остросюжетного элемента в истории нет, зритель знает кто убийца), режиссер играет не с расследованием, а с психологией действий и их причин: есть ли оправдания плохим поступкам? а что значит правильно жить? а что такое «хорошо», а что такое «плохо»?

 

 

 

 

Главная героиня посадила родного отца, который все детство избивал её мать. Однако он выходит по УДО и возвращается в семью, жена охотно его принимает. Евгения снова оказывается в среде нескончаемого бытового насилия. Подруга Жени (Александра Ребенок) переживает за её эмоциональное состояние и личную жизнь, в то же время не против разделить кровать с  бывшем Жени (Андрей Бурковский). Днём Крутихин заботится о соседской девочке, которая сбежала от постоянно ругающихся родителей. А вечером он навещает в подвале свою избитую жертву (Маруся Фомина), которую заставляет есть из миски прямо с пола будто она животное. Здесь же словно 25 кадром вставлена детская анимация с собачкой — явная отсылка к героине Фоминой. Надо отметить, что актёрский состав у сериала поистине звёздный. И это для Богомолова не в новинку, «Содержанки» тому подтверждение. В сериале задействованы Игорь Гордин, Артём Михалков, Игорь Черневич, Ксения Собчак, Фёдор Лавров. Большинство именитых артистов здесь на второстепенных ролях, например, Иван Янковский, который играет папу Крутихина в детских флешбеках. Приятный сюрприз — возвращение на экраны Антона Табакова, который уже давно нигде не снимался.  

 

Обращаться к табуированным актуальным темам, про которые не принято говорить на телевидении, в особенности к травматическим темам, связанным с физическим и психологическим давлением для START не впервой. На платформе недавно вышел документальный проект «Хватит!» про истории женщин, переживших насилие в разных ситуациях: на работе, в роддоме, дома. Несколько ранее сериал «Надежда» про женщину-киллера, которая не может уйти из-под гнёта начальника и вынуждена вести двойную жизнь, чтобы обезопасить мужа и дочь. В «Хорошем человеке» в главной роли снова девушка, а сериал снова затрагивает изъяны строения патриархального общества.

 

Сериал «Хороший человек» пока не даёт ответов, но ясно даёт понять, что мир не дихотомичен, на самом деле все гораздо глубже. Проблема в система ценностей, которой пока нет, и в размытом понятии человечности — у каждого свои мотивы и принципы жизни. Будем надеяться, что к финалу сезона сериал не потеряет свой шарм и закончит действие на высокой ноте. А даже если нет, то, как говорит один из героев сериала, «кто не без греха»?

 

 

Чиркина Ирина