Алексей Трегубов: «Мне интересно работать с пространством»

14 Сентября 2020 10:30

Мы побывали на съемочной площадке нового фантастического фильма Валерия Фокина «Петрополис». Нас привлекло необычное концептуальное решение декорации проекта, и мы поговорили с художником-постановщиком картины Алексеем Трегубовым.

 

Алексей Трегубов на фоне декорации

 

- Вы преимущественно театральный художник?

 

- Не совсем так, я также занимаюсь архитектурой выставочных пространств. Из последних работ – «Русская сказка от Васнецова до сих пор» в Третьяковской галерее. И прошлый культурный форум в Манеже, который проходил три дня. Там был большой архитектурный объект. Мне интересно работать с пространством, в котором непосредственно присутствует человек, ставить себя на место зрителя и ощущать, как пространство меняется и как меняется мое восприятие пространства, какие эмоциональные изменения происходят у меня в связи с этим.

 

В театре я, конечно, работаю, когда режиссеры зовут. Ведь в театре это соавторство, а в музее больше ответственности на тебе. Потому что ты отвечаешь за финальную историю, как это выглядит, когда зритель приходит и смотрит.   

 

 

Виртуальная экскурсия по выставке «Русская сказка от Васнецова до сих пор»

 

- Что вас вдохновило выбрать этот фильм?

 

- Я не выбирал, просто режиссер позвонил, сказал, что случилась пандемия – ведь изначально хотели снимать в реальных локациях, и подготовкой к съемке занимались несколько лет. Но случилась пандемия, и он принял решение снимать в павильоне. Откладывать съемку было нельзя, фильм мог не случиться совсем. И времени было мало – это был май, а снимать планировали уже в августе. В мае был только сценарий и желание режиссера сделать этот фильм.

 

 

 

 

 

 

Спальня во Флориде: концепт и фото декорации

 

 

 

 

Американский бар, наброски (декорацию смотрите в видео ниже)

 

- Как выглядела задача?

 

- В сценарии были локации: Флорида, Япония, Санкт-Петербург, разные пространства. И в самом начале пути это было довольно свободный полет – у меня не было информации по бюджету. Поэтому никаких ограничений не стояло. И изначально я придумал планировку, как это можно было бы совместить все в одном павильоне, чтобы это еще и работало не только как локация для съемок, но и как некое единое пространство, в котором есть смысл. Стало понятно, что по сюжету есть одна точка, в которой все сходится – это допросная, где герой начинает все вспоминать, и откуда он выходит в свои воспоминания.  Это место в процессе разработки оказалось очень важным, и стало понятно, что из этого места – из маленькой тесной допросной – должна быть хорда для перехода в другие пространства. И появился коридор с дверями в разные воспоминания, в разные переживания в жизни героя.

 

Коридор - концепт

 

 

- И это все будет на экране? Как он переходит из допросной в другие комнаты?

 

- Да! Была мысль даже снять это вообще одним кадром, я не знаю, как это в итоге получится, сохранится ли эта идея в финальном монтаже. Идея в том, что он в этом пространстве и не может выйти. И единственный выход в реальность – это финал. И эта часть уже снята в Питере, как он выходит в Санкт-Петербурге на дворцовую площадь.  И в герое происходит какое-то изменение. Поэтому и пространство было так придумано, что в нем уже есть драматургия, идея коридора, который все соединяет. А все остальные локации, они еще и не совсем реальны. Кстати, сам процесс работы проходил во время карантина, и мы общались по скайпу, через экраны. Это был такой новый виртуальный опыт.

 

- А есть чертежи, рисунки, концепты?

 

- Да! Сначала я сделал план, чтобы понять, где будет какая локация и как они будут между собой взаимодействовать, как герой будет двигаться и как его снимать.  Потом эскизы, очень простые, пером от руки. Но потом стало понятно, что этого недостаточно, потому рисунки, каждый трактует и  представляет финальный результат по-разному. И я сделал визуализации на компьютере, где мог показать фактуры и детали.  И это помогло.

 

Когда мы уже все утвердили, и я начал считать, сколько это все может стоить, оказалось, что на ту декорацию не хватает денег. И был острый момент, когда мы решали, что делать: ломать всю идею (идея уже пошла в раскадровки, потому что времени было мало и с ней сразу начали работать) и начинать заново, либо некий промежуточный вариант… И я предложил бюджетный  вариант – мы делаем настоящим,  самое ключевое: допросную и коридор, а остальное оставляем частично нарисованным. В буквальном смысле – просто рисуем детали и оставляем так.

 

 

 

 

 

 

Декорация японского кладбища

 

- То есть, эта идея была не изначально заложена?

 

- Она пришла в процессе. Просто белым оставить нам не дал оператор, поэтому я покрасил каждую локацию в свой цвет, часть дорисовано, а часть будет настоящее например:  классный реквизит. Это похоже  на то , как работает  память: ты помнишь какие-то детали, а остальное как в тумане, размывается, становится плоским и нереальным.  Мы приняли такое решение образное  и получилось то, что вы видите. У нас была хорошая команда, которая за месяц все построила. У нас были хорошие художники, которые рисовали: камушки в Японии и перспективы. Нам предлагали найти декораторов, которые сделают дешевле, чем эти ребята, но я тогда понимал, что на каждую стенку мне нужно будет выдавать точный эскиз, чтобы они понимали, о чем идет речь. Либо мы возьмем художников, которые сами могут по описанному концепту предложить какие-то вещи.  К сожалению, не все попадет в кадр. Но  важна атмосфера , чтобы актер мог работать с пространством.

 

 

 

 

 

 

Контактная: набросок, окончательный концепт и декорация

 

- Какие были особые сложности?

 

- В доме во Флориде окна… Когда приехали замерщики окон, оказалось, что нужно ставить настоящий Triplex, потому что пластик не подходит из-за отражений на камеру, а настоящее стекло опасно, потому что любая подвижка конструкции может повлечь за собой разрушение стекла. Ведь там дом комбинированный: часть конструкции деревянная, а часть – металлическая. И весь конструктив может двигаться, в зависимости от влажности и температуры воздуха, и могут возникнуть трещины. Пришлось заказывать реальные стекла. Но одно окно не попадало в размер, пришлось добавить, изменить архитектуру, чтобы это можно было воплотить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом во Флориде: концепты и фото на площадке (подробнее смотрите видео ниже)

 

 

Режиссер на съемочной площадке

 

 

Декорация японской улицы

 

 

 

Концепты японкой квартиры (декорацию смотрите в видео ниже)

 

 

 

 

 

Концепты питерской квартиры

 

 

 

 

 

 

 

Концепты рабочих офисов (смотрите видео ниже)

 

Разговаривала Надежда Маркалова. Фото и видео автора. Концепты предоставлены Алексеем Трегубовым