Почему мы ходим на «Сумерки», «Оттенки» и «После» в кино?

21 Сентября 2020 08:51

Посмотрев продолжение зрительского хита «После. Глава 2», редакция «СтартФильма» разделилась – кто-то был за такие истории, кто-то глубоко против, но все сошлись на том, что интересно попробовать разобраться, в чем причина их успеха.

 

 

С чего все начиналось

 

Вернемся на тридцать лет назад, во времена эпохи VHS и фильма с молодым и прожженным Микки Рурком и обворожительной Ким Бейсингер, который засматривали до дыр и пересказывали соседям. Кассеты ушли в далекое прошлое, а желание смотреть такие истории осталось. Ведь они позволяли выходить за грани дозволенного и, возможного, ощущать себя свободными и делиться этим с теми, кто был рядом.

 

Вампиры is the new black

 

 

На некоторое время наступило затишье, тренды менялись, и в какой-то момент зрители снова стали требовать «жесткой» романтики. В кино прогремел «Властелин колец», заканчивался «Гарри Поттер», и продюсеры искали, что-то, способное затащить людей в кинотеатры. В 2008 году вышли первые «Сумерки», а на телевидении друг за другом стартовали «Настоящая кровь» и «Дневники вампира». У них были книжные первоисточники, строившиеся на классике и фантазиях авторов, и впечатляющие фанбазы. Девушки требовали продолжения «банкета», а парни ходили с ними на все, о чем те попросят. Вампиры достаточно быстро приелись – уж слишком идеальные и «правильные».

 

 

Фанфики, как способ извращения

 

 

Уровень литературы продолжал падать, и на смену романам пришли фанфики. То есть авторы вдохновлялись классикой или подобными же историями, и на их основе сочиняли свои экзерсисы. Например, так появился целый мир Кассандры Клэр «Город костей» и его продолжения, ответвления и предыстории, которые выросли из приключений Драко Малфоя. Но те, кто купился – поняли, что совершили ошибку, в итоге ни фильм, ни сериалы так и не снискали мировой любви и не стали началом чем-то большего, видимо из-за зашкаливающей фэнтезийности происходящего. Ну хотя бы не принесли больших убытков. Фантазировать зрителям уже надоедало, и они начали просить, чего-то более приближенного к их жизни.

 

 

Нет, мы такое, конечно, не смотрим

 

Так, другая, более амбициозная дама Э. Л. Джеймс объединила секс и жестокость, написав свои «Пятьдесят оттенков …», которые являются реалистичным переложением «Сумерек». И мир клюнул. Книги разлетались, как горячие пирожки, все мечтали о красных комнатах, меняли фантазии, в которых играли с супругами и узнавали об игрушках, способных воспламенить их немного застоявшиеся браки.

 

И тут объявление – права куплены, и начался набор актеров на главные роли. По слухам кто только не пробовался на главные роли – предлагали «переодеться» в Грея и Райану Гослингу, и Чарли Ханнему, который чуть ли не стал им, но ушел из проекта в последний момент. Перебрав весь Голливуд и старый свет, создатели выбрали Джейми Дорнана и Дакоту Джонс, которым не пришлось по крайней мере в начале, платить заоблачных гонораров, и они не стали сильно паясничать из-за откровенной обнаженки, которая у них была прописана по контракту.

 

Реклама у трилогии была, как у наших российских картин: поддержка центральных каналов, заваленные постерами кинотеатры, телевизоры и интернет. Каждый знал о фильмах, плевался на людях, но в итоге все это вылилось в неслыханное. Они вышли в день Святого Валентина и побили все мыслимые и немыслимые рекорды, оставив аналитику далеко позади. Билетов в первый день проката просто не было. Предпродажи зашкалили так, что автору статьи пришлось сидеть лишний час внутри не самого центрального кинотеатра, чтобы попасть на ближайший сеанс, выкупив случайно возвращенный билет.

 

 

Погорячее и послаще

 

Наблюдать за людьми в зале было интересно. Очевидно, что все читали эти бульварные истории и ждали, когда же им покажут оголенное тело, взрослые игрушки и ту самую комнату, где все будет происходить. Девушки радовались, что они лучше главной героини, парни им втюхивали, что они не как главный герой.

 

 

 

Трилогия имела оглушительный успех. Людям нравилось смотреть на чужие проблемы, игры, и то, как другие мучаются и страдают. Плюс в порно ты можешь не знать, что тебя ждет, а тут, несмотря на всю провокационность рекламы и рассказов, все было легально, и у картин были прокатные удостоверения, значит, даже государство одобряло поход в кино. Более того, картины пользуются огромным успехом на носителях и в онлайн-кинотеатрах до сих пор, т.к. их там смотрят те, для кого публичный поход на такое недопустим, а дома, с едой из доставки, самое то.

 

 

После всего

 

Выжав по максимуму всё из взрослых, продюсеры переобулись и посмотрели в сторону подростков – тех, кто чаще всего ходит в кино. Так на пьедестал зашла Анна Тодд со своим «После», его продолжениями и приквелом. Чем этот роман отличался от остальных? Его автор активно заигрывала с произведениями коллег, а еще она дала возможность своей героине Тесс влюбиться в настоящего плохого парня – мечту любой, даже если она не признается – со всей его двойственностью, хрупкостью внутри и холодом снаружи. Парню, конечно, в какой-то момент понадобилась помощь, и девушка сделала все, чтобы помочь ему. На такое хотели посмотреть все: девушки позлорадствовать над неудачами такой же, как они, а парни, чтобы найти «жертву» или поддержать своих половинок. Бюджета большого не требовалось, что сделало «После» достаточно успешной экранизацией. И после выхода 2 главы было объявлено, что в работу взята не одна часть, а сразу несколько.

 

 

И что там такого в «После»?

 

 

Чем же «Глава 2» удивляет зрителей? Она, как и конкуренты до нее, добавляет в историю «противника» – хорошего мальчика, который делает упор исключительно на то, чтобы выжать из этих розовых соплей еще большее умиление и желание накостылять ему. А главная пара «После» продолжает «жрать кактус» и набивать синяки. В реальном мире они давно бы уже нашли себе кого-то другого, но в идеализированном мире, который так манит большинство зрительниц, любовь, как и ненависть, зависли на одном уровне, и персонажи то испытывают положительные эмоции, то легко переходят в негатив. Все это «подкрашивается» одеждой, возможностями и красивой жизнью, а также попытками сыграть в мягкий вариант того, что мы видели в красной комнате с сексом, девственностью, которой Тессу лишили в прошлый раз, и модной музыкой за кадром. Тем более понятно, что эти герои тоже растут, а значит взрослая аудитория, которая возвела «Оттенки» в абсолют, скоро присоединится к своим детям в кино. Правда ходить они будут раздельно, поскольку слишком уж это интимное зрелище.

 

 

Счастье для всех

 

Последней причиной стоит назвать и предсказуемость – зрители прекрасно знают, чем заканчиваются такие истории. Им комфортно и приятно сопереживать героям, дожевывая то, что принесли с собой в кинозал, обсуждать потом впечатления на рабочем месте, фантазировать о/с бывшим-нынешним-будущим, откладывать деньги на игрушки, переделку комнаты под нужды начинающего бдсмщика и зарегистрироваться в Tinder, ведь через него «жертву» найти быстрее и проще.

 

Такие истории всегда были, есть и будут популярны, нравится это кому-нибудь или нет. Они найдут своих обожателей и поклонников, но очень жаль, что их качество и проработка упрощают романтику, любовь и отношения, и часто они слишком переходят грань с демонстрацией пошлости.

 

 

Дмитрий Бортников