Фестиваль «простых человеческих историй»

22 Сентября 2020 06:57

31-ый «Кинотавр» завершился триумфом регионального, но что гораздо важнее, простого и понятного кино. Иначе, наверное, и не могло произойти с председателем жюри Борисом Хлебниковым. Сама его фигура делала итоги конкурса плохо прогнозируемыми: угодить взыскательному вкусу одного из самых честных российских режиссёров довольно сложно.

Сомнения подогревали и фильмы-участники конкурса. Ни именитые постановщики, ни большие звёзды в кадре не обеспечили безоговорочного успеха у профессиональной публики (напоминаю: на «Кинотавтр» не продаются билеты. В зале только представители киноиндустрии и пресса).

 

 

Например, не до конца осталось понятным, что в основном конкурсе делали чистопородные зрительские жанровые картины: «Доктор Лиза» и «Кто-нибудь видел мою девчонку?». Последняя вместо ожидаемого создателями всплеска лучших чувств у зрителей вызвала лишь волну раздражения настолько страшного, что 99% кинокритиков, которые вели свой рейтинг оценок на «Кинотавре», поставили фильму 1 балл и с удовольствием комментировали оценку в социальных сетях. Что не понравилось? В первую очередь, как Ангелина Никонова презентовала нашу профессию. А уже потом источающие пафос монологи, претензии к которым нужно предъявлять скорее автору книги, по которой кино снято. По сути же, «Кто-нибудь видел мою девчонку?» – стопроцентная мелодрама. С реальной основой, красивыми или, правильнее сказать, стильными видами и безусловно красивыми же актёрами в кадре. Фестивального в этом фильме минимум, а вот зрительского – выше крыше. Особенно, если учесть, что пока мы наслаждались новым российским кино, кинокомпания «Вольга» обрадовала новостью: «в производство запущены третья и четвертая части мирового хита - кинофраншизы «После». Спрос, как говорится, налицо.

 

 

«Доктор Лиза» и вовсе телевизионный продукт. Безусловно, важный. Ведь далеко не все в нашей стране знают, что была такая выдающаяся женщина. Но немало людей смотрит телеканал НТВ, который участвовал в производства картины. И немало людей ходит в кино на любимых звёзд, а они в кадре присутствуют даже в мельчайших эпизодах. В главных ролях – Чулпан Хаматова, иной актрисы в образе доброго доктора и филантропа просто представить невозможно, и Андрей Бурковский, который старательно доказывает любящей застревать в удобных для себя стереотипах российской публике, что он - актёр драматический, а не «тот самый кавээнщик».  Этот фильм было необходимо снять, и режиссёр Оксана Карас умело выполнила поставленную перед ней задачу. Но нужно ли везти каждый её фильм на «Кинотавр» – вопрос, открытый ещё с прошлого года. Впрочем, не показатель ли, что именно «Доктор Лиза» в итоге победила в зрительском голосовании?

 

 

«Доктором Лизой» фестивального розлива оказался победитель «Кинотавра» - остро-социальная мистическая драма «Пугало» якутского постановщика (а в миру директора школы) Дмитрия Давыдова. Если почитать синопсисы к двум этим картинам, может показаться, что это вообще один фильм. Но дихотомия жизни человека, посвятившего себя спасению других людей, на деле оказывается единственным их сходством. Дмитрий Давыдов не знает, что такое миллионные бюджеты, звёздные артисты и уж тем более райдеры. Он черпает идеи и эстетику из самого сердца Якутии, которую ему ни в коем случае нельзя покидать, чтобы не утратить этот уникальный режиссёрский почерк. Его заснеженный мир до сих пор существует на стыке урбанистической современности с конвенциональными аутентичными взглядами на базовые составляющие жизни. А приглашение на главную, очень смелую роль этнопевицы Валентины Романовой-Чыскыырай гарантировало картине и уникальный голос, и три заслуженных приза: Лучший фильм года, Лучшая актриса и приз Гильдии киноведов и кинокритиков. Удивительная в своей внутренней свободе женщина со сцены Зимнего театра «пожаловалась» на своего постановщика: мол, давал импровизировать, а вот спеть не разрешил. И получила, само собой, одобрение зала на исполнение завораживающей якутской мелодии.

 

 

Приз за Лучшую мужскую роль тоже уехал на Крайний Север. Правдоподобный, трогательный, когда надо смешной, а когда надо трагичный Владимир Онохов, по признанию режиссёра фильма «Kitoboy» (именно так предлагают писать название создатели), во время съёмок сам испытывал все муки любви. И дом некой Наташки для него был сродни Детройту, куда к своей интернет-возлюбленно рвётся юный чукотский охотник Лёшка. Лента удивительным образом похожа на прошлогоднюю «Sheena667», но секса и странного юмора в ней куда меньше. И это оказывается «Китобою» на пользу. Ведь когда интернет-красавицей обманывается наивный чукотский мальчик (и это не фигура речи), история сама собой обрастает честностью и, простите за это слово, пронзительностью. Автор фильма, дебютант в полном метре Филипп Юрьев, приехал в Сочи прямиком с Мостры, а увёз с «Кинотавра» звание Лучшего режиссёра, которое пророчили уже мастеровитому Ивану И.Твердовскому. Любопытно, что с тем же Твердовским Филипп соревновался и в «Днях Венеции».

 

 

Впрочем, постоянный резидент смотра не остался без внимания жюри. Его фильм «Конференция» по необходимости быть снятым можно сравнить с «Доктором Лизой». Вот только это кино – не приятная глазу кинопамять, а безжалостное к зрителю произведение, как визуально, так и текстово. Текст – именно то, за что Иван И.Твердовский получил свою награду. «Шарик» с подписью «За лучший сценарий» он посвятил своему мастеру Алексею Учителю, который «научил его писать». «Конференцию» надо видеть, как бы тяжело она ни давалась. Получше многих документальных фильмов она рассказывает и о самом теракте в театральном центре на Дубровке, и о его последствиях. 18 лет спустя лишь 10 человек способны ещё говорить вслух о том, что пережили. Но главная сценарная смелость - безапелляционный финал, на который способен редкий российский режиссёр, мечтающий быть показанным в российском прокате. Эта лента - абсолютный бенефис Натальи Павленковой – любимой актрисы Ивана, которая оказывается способной на самые полярные эмоции буквально в одной сцене. От робко блеющей овечки в монашеском облачении до эмоционального террориста и куда-то внутрь, к самым неприятным, животным нашим проявлениям. И если бы не самородок Валентина Романова, именно Павленкова увезла бы из Сочи свою награду.

 

 

Пожалуй, самым спорным решением жюри стало награждение фильма «Маша». Режиссёрский дебют сценариста Анастасии Пальчиковой – довольно зрительский, но совершенно не новый. Ещё до начала «Кинотавра» программный директор Ситора Алиева назвала ленту «женским «Быком», и в общем-то была права. Современное поколение 35-40 пытается отрефлексировать своё детство в 90-х и неустанно снимает об этом ленты. «Маша», к своему сожалению, в этой череде выходит последней. Особенно важно, что в онлай-кинотеатрах уже прошёл сериал «Мир. Дружба. Жвачка», где одной из главных героинь тоже была девочка, и у неё тоже был длинный рыжий хвост. Да и награда этому фильму не особо была нужна: его производитель – телеканал ТВ3, а значит, своя аудитория и прокатное удостоверение ему гарантированы. Основная ставка кинокритиков была на то, что приз за лучший дебют отдадут смелому Семёну Серзину. Потому что на это был целый ряд причин.

 

 

Экранизация нашумевшей пьесы Дмитрия Данилова «Человек из Подольска», прямо скажем, удалась. Выдержанный от первого до последнего кадра нарастающий абсурд невозможно не полюбить. Только методы дебютант Серзин для этого выбирает не такие жесткие, как применяют полицейские к персонажу Вадика Королёва (солиста группы OQJAV). Режиссёр смело выстраивает на экране не условное, а вполне конкретное фантасмагорическое пространство полицейского участка, который служит лабораторией по перевоспитанию всех условных Фроловых (фамилия главного героя), и без стеснения и страха перед полицейскими реальными показывает наш общий, вполне рациональный страх перед попаданием в их руки. С одной стороны. А с другой не стесняется ткнуть зрителя в его собственную поверхностность, равнодушие и невнимательность по отношению к окружающему миру. Актёры, это очевидно, упивались прекрасным материалом и отличной драматургией. Даже молчаливое появление Евгения Сангаджиева тянет тут на мем. Удивительное единодушие критиков в этот раз оказалось со знаком «плюс»: фильму пророчат статус культового, судьбу цитируемого, каким стал победитель «Кинотавра-2006», «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова. Но жюри решило отдать картине лишь награду за лучший оригинальный саундтрек.

 

 

Заслуженную награду получил молодой оператор Николай Желудович, который воспринял название фильма «Трое», как руководство к действию. 2 часа на экране при всём биении жизни героев, в кадре существуют действительно только 3 человека. А будущий хит для интеллектуалов «Глубже!» Михаила Сегала жюри отметило специальным призом «За юмор, гражданскую смелость и любовь к зрителям». 22 октября фильм о том, как один театральный режиссёр с помощью порнографии может спасти Россию, выходит в прокат.

 

 

Впрочем, главное событие, которое произошло на 31-м «Кинотавре» – это то, что фестиваль вообще состоялся. С сокращением программы, дней, количества гостей, но смотр устоял и написал заголовок к ещё 13-ти кинолегендам, как завещал Александр Роднянский. Остальной текст за прокатом и зрителями.

 

 

Вероника Скурихина