«Хандра»: посредственные зарисовки одного дня жизни троих приятелей из Москвы

07 Октября 2020 07:51

Спустя два года с начала съемок 1 октября на экраны вышла независимая российская комедия «Хандра». Картина участвовала в недавнем конкурсе «Кинотавра», дважды выигрывала Всероссийский питчинг дебютантов. Фильм повествует о трёх друзьях, которые снимают квартиру в Москве.

 

По сюжету Виталик (Данила Якушев) ищет новые деньги на квартиру, потому что старые выкинула в Москву-реку его девушка Ленка (Ксения Зуева). Деня (Михаил Тройник) узнаёт, что его бывшая Фима (Екатерина Агеева) беременна от него. Режиссёр Леша (Кирилл Ковбас) пытается снять достойный артхаусный фильм.

 

Бытует мнение, что Хандра может стать поколенческим кино для тех, кому за тридцать: нет денег на жилье, бывшая девушка возможно скоро родит, никак не удаётся творчески реализоваться на работе и так далее (видимо, типичные проблемы тридцатилетних). А ещё национальной российской комедией. Поколенческим кино оно вряд ли будет — исследовать кризис уже взрослых миллениалов не самоцель фильма, национальной — тоже маловероятно. Герои живут в Москве на Китай-городе, один из них приехал в столицу из Красноярска, хотя думает вернуться обратно, чтобы работать целыми днями на заводе ради будущей семьи (довольно обыденно для российской реальности). Леша должен снять патриотическое спортивное кино по госзаказу. Явная аллегория на Фонд кино, который особенно любит финансировать драмы про спорт – «Легенда 17», «Поддубный», «Движение вверх», не так давно вышедший «Стрельцов». В «Хандре» присутствуют и тема православия, и мигранты, пытающиеся провести на родину большую сумму денег, и Тарковский, и мужская рыбалка, и намек на тяжкие судьбы русских женщин, у которых рядом нет никакой опоры и искренней любви. Да, в фильме отображена наша повседневная действительность, однако при таком послужном списке национальной комедией это назвать сложно. При просмотре «Хандры» не чувствуется чего-то родного — нет внутреннего единения с русской душой, всё довольно поверхностно и сухо. Остаётся «Хандре» быть только комедией. Неплохой такой комедией без пьянства, пошлого юмора, бестолковых шуток, зато с доброй иронией.

 

 

Нарочитые кино-кадры с использованием «восьмёрки», «голландского угла», сломом «четвёртой стены» и «фильма внутри фильма» граничат с желанием режиссёра показать жизнь такой, какая она есть. Кино, на самом деле, полуавтобиографическое, поэтому почти у каждого героя есть свой прототип из реального мира — это друзья и знакомые режиссёра Леши Камынина, оператора Никиты Корнева, сценаристов Виталия Анохина и Дениса Липатова. Ребята снимали вместе квартиру, завели рабочий аккаунт «Хандра» в инстаграмме и стали постить туда истории. В итоге, собрали это в комедию про самих себя в большой Москве. И чтобы на экране всё это не осталось заурядными зарисовками из жизни, ребята прибегают к разным способам съёмки и яркой графике, таким образом придают картине ту самую атмосферу киношности.

Современные режиссёры любят снимать постмодернистские фильмы с пасхалками про шедевры мирового кинематографа. Камынин не исключение, поэтому отсылки играют важную роль в его картине. Иван Янковский не только сыграл Андрея Тарковского, который пытается рассказать сюжет «Соляриса», снять Тимофея Трибунцева в бое со знаменитой коровой из «Зеркала», но и повторил сцену со свечой из «Ностальгии» (где главную роль, альтер-эго самого Тарковского, когда-то играл его дедушка). «Хандра» начинается с Тарковского, им же и заканчивается, когда в конце картины он говорит прямо в объектив камеры: «снято». Выходит такой обрамляющий «Хандру» метасюжет, будто сам Андрей Арсеньевич снял фильм Камынина. Помимо мэтра советского кино, в фильме есть ещё два киношника — герой Ковбаса (уже альтер-эго самого Камынина) и Ленка, занимающаяся производством рекламы. Ленку сыграла Ксения Зуева, она, кстати, однокурсница Алексея в жизни и режиссёр «Близких» и «Вмешательства». Была ли Ксения намеренно выбрана на эту роль или нет — мы не знаем, но факт забавный. С Леной связан один из самых драматичных и сильных моментов в фильме. В финале она из бойкой пацанки превращается в ранимую молчаливую девушку, взгляд которой наполнен болью, потому что её перестаёт узнавать собственный дедушка. И становится ясно, что её образ боксера — отчасти ширма от внутренних переживаний. Красной нитью в сюжете проходит тема феминизма — самодостаточная Лена, абсурдный гинеколог-сексист, которого сыграл Александр Гордон, (ведущий далеко не феминистского шоу «Мужское/Женское»), врач-травматолог, борющаяся против домашнего насилия, упоминания о Вайнштейне. Отличительная особенность фильма: говорить об актуальных вещах так легко, что чаще всего это даётся тупо в лоб. От чего обращение к остро социальной тематике выглядит нелепо: она совсем не раскрыта и отражается только в странных шутках.

 

 

Лёша Камынин на вопрос «а что ты будешь делать завтра?» на обсуждении фильма, отвечает примерно так: «Не знаю, что будет завтра. Главное — проснуться счастливым». И, видимо, (основной месседж картины) не хандрить. А больше ничего и не надо, ведь все проблемы решаемые. Хандра рано или поздно исчезнет, а с просмотра фильма пройдёт несколько дней, и вспомнить, о чем же он был, будет очень сложно. «Хандра» — кино без серьезного контекста, напоминающее «road buddy movie», где мотив дороги — мотив личного поиска, потому что все герои чего-то ищут. А нам только остаётся попытаться их понять. Это кино, где беспечные персонажи без драматизма относятся к трудностям и спокойно идут по жизни. Фильм Камынина несмотря на огромное количество событий, хороший юмор и актуальную повестку дня, всё-таки пустоват, ему не хватает глубины и того самого «production value».

 

Чиркина Ирина