«Китобой»: история первой любви с Чукотского края

09 Октября 2020 06:48

Чукотка, влюбленность, Детройт. Этими тремя словами можно описать фильм «Китобой». Драма Филиппа Юрьева получила приз программы авторского кино «Venice Days» на Венецианском фестивале, а также награду за лучшую режиссуру и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков на «Кинотавре» в этом году.

 

Дебютное кино Юрьева (ученика Алексея Учителя) разрабатывалось больше 8 лет, и вот наконец дошло до экранов.

 

 

По сюжету подросток Лёша (Владимир Онохов) живет вместе с дедушкой на Крайнем Севере и занимается китобойным промыслом. Он мечтает как можно скорее отправиться в Америку, а точнее в Детройт. В этом городе живет Hollysweet_999 (Кристина Асмус) — вебкам-модель, в которую он влюбился с первого взгляда, когда увидел в эротическом видеочате.

 

 

В последнее время аспекты веб-моделинга стали чаще фигурировать в кино и на телевидении — «Веб-камера», «Эйфория», «Sheena667». Темы вебкама и проституции, с которых начинается фильм здесь имеют свою изюминку. Это не желание режиссёра вписаться в повестку дня, а олицетворение нехватки любви в холодном краю. Интернет на Чукотке появился недавно, ярких красивых блондинок тут никогда не видели, поэтому сайты с моделями — совсем не повседневная реальность для героев. Юрьев намеренно забывает о популярном приёме современных кинематографистов (дотошное отражение современной действительности). И делает очень тонкое, изящное, почти поэтичное кино: возвращает нас к классическим фильмам — создаёт повествование про чувства и личные трогательные истории.

 

 

Оператор Михаил Хурсевич прибегает к интересному визуальному решению: снимать фильм в формате экрана 4:3 (квадратное изображение), на камеру, которая больше предназначена для съёмки фотографий. Такое соотношение сторон напоминает экран бабушкиного старого телевизора или полароидов из семейного альбома. Лёгкая потёртость картинки, местами эффект плёнки, нежные светло-голубые оттенки делают фильм романтичным и ещё более невинным. С первых кадров кажется, что зритель смотрит телеканал Discovery или листает журнал «Вокруг света» — завлекающие, с налетом документальности, почти гипнотические кадры природы Дальнего Востока, запечатлённые с помощью подвижной ручной камеры. Документальность картине придают нисколько способ съёмки кадров, сколько обстановка — аутентичная деревня с местными жителями, в главных ролях непрофессиональные актёры, съёмки на натуре. Но у режиссёра нет задачи снять этнографическое кино, наоборот, есть огромное стремление показать жизнь обычного парня. Природа здесь чутко отвечает на действия героев. Бескрайняя степь становится воплощением свободы и надежды. А ещё метафорой максималистских желаний юноши (просторы которых ничем не стеснены) — пройти свой собственный путь к поиску настоящей любви, никого не слушая и не размышляя о возможных последствиях такого путешествия. А бушующие кристальные волны заставляют Алёшу научиться противостоять дикой необузданной природе и моментально повзрослеть.

 

 

Детская наивность Лёши сталкивается, словно море разбивающееся о скалы, со взрослой маскулинной работой и тщательным планированием поездки в Америку. Главный герой ни разу не будет назван Алексеем, даже он сам называет себя «Лешка». А ироничное название фильма только подчёркивает его мальчишескую натуру. «Kitoboy» — Лёша подросток (то есть мальчик, отсюда английское «boy») и охотится на китов (отсюда «кит»). По сути, ему приходиться выбирать между делом, являющимся главным источником выживания его семьи, и любовью всей жизни. Лёшка выбирает последнее. Ну а кто способен остановить влюблённого и подростка, одержимого своими желаниями (видимо, набивать себе шишки)? Побег в Детройт расценивается как первое (далеко не) серьёзное самостоятельное решение и смена парадигмы в жизни: глоток свежего воздуха от бытовой рутины навстречу своей мечте.

 

 

В конечном итоге, Алёшка попадает на условную «Аляску» в окружении камней, которые после фразы «устал я уже от этой Америки» превращаются в китовые кости. А установленный во главе огромный китовый череп удивительно похож на женское начало. И как в Кэмпбелловском мифе перед героем снова стоит самый последний, уже решающий выбор между любовью и домой. Испытав метафорическую смерть, Алёшка возвращается в родные края, забирая с собой самое главное — опыт от своего первого путешествия и первые шаги к взрослой жизни.  

 

«Китобой» — чуткое авторское кино о чистой первой любви и последующем взрослении, об искренних юношеских желаниях, ощущении дома и простоте жизни. У Филиппа Юрьева получилось рассказать сентиментальную историю с доброй иронией и долей наивности на фоне завораживающей чукотской природы.

 

 

Ирина Чиркина