Пять фильмов Московского кинофестиваля. Наш выбор

20 Октября 2020 08:40

Пару недель назад отгремел 42-й Московский международный кинофестиваль. Да. Мы немного подзадержались с этим материалом, но в данном случае лучше поздно. Чем никогда – картины, о которых мы рассказываем, еще не вышли в наш прокат. И большинство из них, скорее всего, не выйдут. Но их стоит найти и посмотреть, когда они станут доступны в онлайн кинотеатрах.

 

«Джамбо», Бельгия, Франция

Программа «Эйфория наваждений»

 

 

 

Фильм, пришедший к нам с фестиваля «Сандэнс», сполна отвечает духу программы «Эйфория наваждений», в которой он был заявлен. «Эйфория наваждений» (авторская программа кинокритика Андрея Плахова) — глубокое эмоциональное путешествие в кинокартины о героях, одержимых сильными чувствами и замыслами. От любви взрослых к рыбообразному существу («Форма любви») и операционной системе («Она») кино 21-го века перемещает свой фокус на тему романтики среди молодёжи. «Джамбо» раздвигает границы любви и делает её всевозможной. Это настоящее артхаусное кино с присущей ему долей странности — юная Жанна влюбляется в аттракцион, механический предмет без души (но главной героине так не кажется, она даже даёт ему имя Джамбо), своеобразно отвечающей ей взаимностью. Никто такие отношения не принимает, в особенности её мать. И между мамой и дочкой с каждым днём возникает всё больше недопонимания. По ходу просмотра фильма достаточно сложно сопереживать такому необычному любовному конфликту. А смотреть на интимную связь Жанны и Джамбо, снятую на сюрреалистичный манер, где девушка купается в машинном масле аттракциона — вовсе некомфортно и неприятно. Несмотря на всю дикость (и диковинность) истории, к финалу убеждаешься, что «Джамбо» рассказывает не о расстройстве «объектофилии», а о желании свободной любви во всех её проявлениях без стереотипов и осуждений.

 

 

«Ещё по одной», Дания

«Фильмы, которых здесь не было» — авторская программа кинокритика Стаса Тыркина

 

 

 

«Еще по одной» — фильм Томаса Винтерберга, одного из авторов «Догмы 95». Четыре школьных учителя, в числе которых герой Мадса Миккельсена Мартин, решают провести научное исследование и проверить теорию Финна Скэрдеруда: чтобы быть счастливым, человеку постоянно нужно находиться в нетрезвом состоянии. Развязка фильма достаточно предсказуемая — частое употребление алкоголя приводит к летальному исходу. Но кино от этого хуже не становится, режиссёр не собирается заниматься морализаторством. Фильм полон юмора и иронии: чего только стоит выбор Мадса на главную роль — кажется, главного амбассадора всех алкогольных напитков после рекламы пива «Калсберг». Без драмы тоже не обходится: учителя переживают кризис среднего возраста, сталкиваются с проблемами в семье и ищут новых впечатлений от жизни. Финальная сцена: танец Мартина на выпускном в стиле джаз-балета под трек «What a life» затмевает собой танец на лестнице Хоакина Феникса из «Джокера» — энергия момента искрится как шампанское в бокалах у студентов. «Ещё по одной» — история про побег от рутины, бытовых проблем, попытка вернуть вкус жизни и ощущение молодости. Фильм выходит в России 12 ноября, успевайте.

 

 

«Диско», Норвегия

Программа «Время женщин»

 

 

 

В программу «Время женщин» входят фильмы, снятые женщинами о женщинах. Роль главной героини Мирьям исполняет звезда норвежского веб-сериала «Скам» Юзефина Петтерсен, сыгравшая в нём Нуру. Мирьям чемпионка мира по танцам, гордость семьи, будущий молодой лидер христианской религиозной общины. Но одно неудачное выступление на соревнованиях по танцам приводит её родных к выводу, что причина проигрыша в нехватке веры.

 

Название «Диско» — нисколько отсылка к танцам, которыми она занимается, сколько к яркой мишуре и «бродвейскому шоу», происходящему в стенах церкви отчима девушки. Церковь напоминает молодёжный бар: неоновые вывески, диджей-сет, тусовка перед проповедью, музыкальные номера, танцы под песни об Иисусе (в стиле группы «ABBA»). Семья Мирьям отвечает запросам современного общества: смотрят религиозные телешоу, слушают стендапы проповедников, ходят в Церковь-бар.

 

Но проблема заключается не в личном кризисе веры Мирьям (верить или нет), а в том, что её окружение не обращает внимание на тревогу девушки и её подростковые трудности. Все постоянно давят на неё и убеждают, что невзгоды идут от недостатка веры. Конфликт смог бы разрешиться, если бы семья начала по-человечески интересоваться её личностью и перестать ограничивать эмоциональную свободу.

 

По степени ужаса происходящего на выезде религиозной общины в глухой местности, «Диско» почти превращается в «Солнцестояние». Там же зрителей ждет открытый финал. Каждый выбирает сам, какой точки зрения ему придерживаться: смогла ли Мирьям найти спасение в религии, или же вера окончательно погубила её.

 

Фильмов, снятых про религиозный экстремизм и сектантство уже достаточно много. «Диско» идёт чуть дальше: подтверждает, что религиозная фанатичность, разрушающая судьбы, никуда не уходит из нашего общества, и то же время показывает, что глубоко верующие люди могут жить ультрасовременно (обсуждать Иисуса в баре, танцевать диско и тд). Но можно пойти ещё дальше. Сегодняшнему кинематографу не хватает фильмов про религиозных людей, которые не только живут современно, но умеют здравомысляще относится к своей вере и людям вокруг, не ставя её на пьедестал. Хоть «Диско» сконцентрирован на теме религии, он все же не обходит стороной вопросы, затрагивающие феминистскую проблематику: домашнее насилие, слатшейминг (осуждение за «фривольный» внешний вид), сексуальное надругательство и психологическое давление со стороны мужчин.

 

 

«Позвони маме!», Швеция

Программа «Время женщин»

 

 

 

«Позвони маме!» — трогательная трагикомедия о непростых отношениях стареющей матери и её «взрослой» 35-летней дочки Ники. Жизнь Ники — мечта любого тридцатилетнего, который вот-вот начнёт испытывать экзистенциальный кризис в силу возраста. Ники живет в своё удовольствие: ведёт бурную сексуальную жизнь, отрывается на свадьбах, одевается будто ей 20. Ники не берёт на себя никакой ответственности, несерьёзно ко всему относится. А ещё постоянно ссорится со своей матерью и попадает в неловкие ситуации — со стороны кажется, что она подросток. Важная для фильма тема взросления отходит на второй план (хотелось бы, чтобы этому уделили чуть больше экранного времени), и центральным аспектом картины становится выяснение отношений родителя и ребёнка, что видно из названия фильма. Ники с мамой постоянно отталкивают друг друга, но искренне нуждаются в семейной любви и теплоте, однако обе не способны излить души и открыться миру. «Позвони маме!» — это настоящее женское кино, которое с юмором говорит о личных семейных передрягах, открыто затрагивает проблемы абортов, беременности, материнства лесбийской пары, первой любви и измен.

 

 

«Триумф», Франция

Программа «Спектр»

 

 

  Лёгкая французская комедия, напоминающая по настроению американского «Бёрдмэна»: актёр пытается вернуть себе былую славу, поэтому ставит спектакль, у него проблемы с дочкой, а действие фильма разворачивается на сцене или внутри театра. По сюжете французский актёр Этьен не работал по профессии 3 года, ему необходимо реабилитироваться, прежде всего перед самим собой — теперь он руководитель тюремного театрального кружка и мечтает показать свою постановку зрителям. Для спектакля он выбирает пьесу «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета. Фильм основан на реальной истории шведского режиссера Йона Йонсона, известного своей работой с заключёнными. У «Триумфа» отсутствует дух «фестивальных фильмов», потому это больше похоже на простое хорошие кино для просмотра с семьей (только если всем уже исполнилось 18). Заключённые для Этьена прежде всего люди, а точнее будет сказать актёры, поэтому он никогда не заостряет внимание на совершенных ими преступлениях. Этьен не только дарит им второй шанс, но заставляет их самих поверить, что они его достойны. Это сильно резонирует с политикой охранников тюрьмы, которые каждый вечер после спектакля обыскивают арестантов и выкидывают подарки от зрителей.

 

Увы, это не останется незамеченным, и новоиспечённые артисты поменяют правила игры, игры в человечность на грани фола. «Триумф» — это картина, которую хочется пересматривать из-за добродушности, чувства юмора и искусной театральной постановки. «Триумф» ещё одно подтверждение тому, что скандинавские истории — самые лучшие: неважно, сами шведы/датчане/норвежцы их снимают или же снимают про них. Бонусом к фильму идут русский мат и блатные песни, исполненные на языке оригинала (то бишь, парнем из Сибири).  

 

 

Чиркина Ирина