«Перевал Дятлова»: как погибли советские туристы

20 Ноября 2020 07:13

На телеэкраны стремительно ворвался сериал «Перевал Дятлова», рассказывающий загадочную историю гибели советских туристов в феврале 1959 года. Разбираемся, насколько хорош (или плох) новый продукт отечественного кинопрома.

 

Вокруг гибели группы Дятлова сложилось немало легенд. Трагедия, случившаяся в феврале 1959 года, до сих пор вызывает интерес – официальная версия блекнет рядом с красочными байками. О дятловцах говорят в телевизионных шоу, киноделы в стороне тоже не остались. В 2013 вышел фильм «Тайна перевала Дятлова» Ренни Харлина с мутантами, телепортацией и военными – тем, что и так будоражит умы, склонные к теориям заговоров и мистике. Но события 1959 года здесь легко представить как фон для истории о незадачливых американских студентах, решивших докопаться до истины. Вместо горы Холатчахль герои могли бы отправиться в другую точку на карте, где находили людей, умерших при непонятных обстоятельствах, – кино бы особо не пострадало.

 

Совсем иначе устроен сериал «Перевал Дятлова», стартовавший на ТНТ и сервисе Premier 16 ноября. Мысленно отделить его сюжет от гибели дятловцев – задача вряд ли выполнимая.

 

У проекта сложная, но оправданная и элегантная структура (если судить по первым четырем эпизодам). В сериале несколько сюжетных линий и каждая по-разному стилистически оформлена. Нечетные серии сконцентрированы на расследовании происшествия. Майор КГБ Олег Костин приезжает на Урал выяснить, что же именно заставило опытных туристов в спешке покинуть лагерь. Закадровый голос Костина уже в начале первой серии сообщит, что он единственный знает, что случилось. Зрителю ничего не остается, как поверить ему на слово и проследить, как же он докопался до сути.

 

 

 

Майор КГБ в исполнении Петра Федорова – типаж, под обаяние которого попадаешь незаметно и от компании угрюмого детектива не устаешь. Персонаж не из простых, со скелетами, усталостью от жизни и жаждой жизни. Сериал позволяет увидеть его становление как личности. Советский нуар разбавляют флешбэки, где показана боль, отчаянье и злость человека, оказавшегося на войне. Костин прошел через мясорубку Второй Мировой, и его прошлое лишено напускного пафоса. Тем не менее, столкнувшись с изуверством, он остался способен видеть человеческое в человеке. Более того, майор не подходит к людям с военными мерками. Каждому поколению свое: кто-то в 18 был вынужден уйти на фронт, кто-то живет в мирное время и в 23 года еще ребенок. Костин не завидует подросткам, избежавшим войны, не перекидывает на них свои травмы, для него дятловцы – дети, умершие в мирное время. С профессиональной внимательностью и отработанной сдержанностью в нем соседствует едва ли не отцовская скорбь.

 

Четные серии - черное-белые. На сжавшемся почти до квадрата экране показывают походные будни туристической группы под руководством Игоря Дятлова (Иван Мулин). Молодежь поет песни под гитару, влюбляется и мечтает о взаимном чувстве. Ребята словно герои советских фильмов, настолько продуманно подобран актерский состав. Разговорчивая Люда (Ирина Лукина) могла бы ловко вписаться в ряды «Девчат». Им бы еще жить и жить, но близость смерти уже дает о себе знать. Мистические совпадения, мифы и верования народа манси пронизывают плоть «Перевала Дятлова».  

 

 

 

Егор Бероев играет Семена Золотарева, к дятловцам он присоединяется в последний момент. Сериал уже добрался до экватора, а разгадать, кто же такой Золотарев, становится только сложнее. К концу второй черно-белой серии в образе замкнутого крутого парня неожиданно появляются хрупкость и душевность. Все изменения даются Бероеву удивительно легко, его Золотарев становится многограннее.

 

Каков бы ни был финал, «Перевал Дятлова» успешно удерживает зрительское внимание. Ловкие клиффхэнгеры, атмосфера советского кино и приметы быта человека конца 1950 гг., персонажи, которым веришь и о которых хочется узнать больше, и до сей поры аккуратная работа с мистической составляющей – выверенные ингредиенты сериала. Над проектом работали создатели «Эпидемии», купленной для показа на Netflix и получившей лестный комментарий Стивена Кинга. Сложится ли судьба «Перевала Дятлова» на международной арене, покажет время, но пока за этот продукт отечественного кинопроизводства не стыдно.

 

Елена Громова

 

 
Олег Быков | 20.11.2020 15:29
На 16-ти миллиметровую плёнку сняты как раз нечётные цветные серии. Чётные серии сняты на цифру и стилизованы под старое кино.
Ответить | Поделиться