Telegram, порно и марксисты против вампиров: 10 фильмов ММКФ, которые стоит посмотреть

20 Апреля 2021 09:28

22 апреля стартует 43-й Московский международный фестиваль. Кроме конкурсов, на ММКФ-2021 19 внеконкурсных программ и не только. Посмотреть все за одну фестивальную неделю – невозможно. Мы выбрали 10 лент, на которые точно стоит обратить внимание.

 

1.    «Девятаев» (Фильм открытия)

 

 

В основе фильма – реальная история. В 1944 году советский летчик Михаил Девятаев попал в плен к нацистам. Из лагеря вместе с другими узниками он бежал по воздуху – военнопленные угнали бомбардировщик врага и прихватили секретное оружие.  

 

Тимур Бекмамбетов – известный экспериментатор. Он изобрел screenlife – события фильмов, снятых в этом формате, разворачиваются на экранах гаджетов: переписка героев, видеозвонки и сохраненные файлы – все становится доступно пытливой аудитории. Такая форма повествования работает: в 2017 «Профайл» Бекмамбетова получил Приз зрительских симпатий на Берлинале. Не лишен интересных решений и «Девятаев»: сцены воздушных боев снимали при помощи игры «War Thunder». Есть очень большой шанс, что ММКФ откроет действительно любопытный проект, а не очередная ура-патриотическая лента.

 

2.    «Кровопийцы» (Основной конкурс)

 

 

 

Англоязычная локализация звучит вкуснее, чем оригинальное немецкое название и его перевод на русский. В ней есть забавная и такая манящая подсказка: Радльмайер снял марксистко-вампирскую комедию – «Bloodsuckers – A Marxist Vampire Comedy». Впрочем, режиссер не в первый раз работает с политическим дискурсом. В 2017 году в прокате шла «Самокритика буржуазного пса». В родной для Радльмайера Германии фильм получил Приз немецкой ассоциации кинокритиков. Российским критикам фильм тоже понравился.

 

Герои новой ленты – вампирша-богачка и бедняк-мигрант из Советского Союза, который мечтает покорить Голливуд. Актерские навыки он оттачивает, притворяясь аристократом в надежде на взаимность клыкастой возлюбленной.

 

3.    «Последняя «Милая Болгария» (Основной конкурс)

 

 

 

За творчеством Алексея Федорченко стоит следить. Его «Война Анны» собрала охапку наград по итогам 2018 года, в том числе получила премии «Золотой орел» и «Ника». За рубежом талант Федорченко тоже признали: «Овсянки» в 2010 вернулись из Венеции не с пустыми руками – лента получила три награды, среди которых приз Международной федерации кинопрессы.

 

О съемках «Последней «Милой Болгарии» Федорченко задумался лет двадцать назад. В основе сценария – автобиографическая повесть Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Главный герой пытается возродить сорт яблок, роется в прошлом писателя и ищет причины его смерти.    

 

4.    «Дуров» (Конкурс документального кино)

 

 

 

Родион Чепель снял документальный фильм о Павле Дурове. Основатель Telegram не упирался и содействовал работе журналиста. «Мы действительно получили небывалый доступ к тому, что происходит в самой закрытой компании в сфере IT. Шансы на успех в начале пути были невелики: акции компании не торгуются на рынке, ее создатели и топ-менеджеры не дают интервью, а сотрудники подписывают NDA (договор о нераспространении информации), который не позволяет им даже утверждать, что они работают в этой компании», – рассказывает в своем инстаграме Чепель (https://www.instagram.com/p/CNo1AL5H47K/).  

 

Дуров черновую версию уже посмотрел, но неизвестно, понравился ли ему фильм.

 

5.    «Паркет» (8 ½ фильмов)

 

 

 

Имя Александра Миндадзе – знаковое для российского кино. Он написал сценарии к фильмам «Космос как предчувствие», «В субботу» (об аварии на Чернобыльской АС) и другим проектам. «Паркет» – его четвертая режиссерская работа.

 

Герои фильма – танцоры танго в возрасте 50+: мужчина, его бывшие жена и любовница. Когда-то их трио завораживало зрителей, теперь их не узнают коллеги. 25 лет они не видели друг друга, но решили объединиться, чтобы исполнить последний танец. Они репетируют, ссорятся и мирятся, отношения некогда любовного треугольника фиксируются в форме абсурдистской мелодрамы.

 

6.    «Случайность или догадка»Колесо фортуны и фантазии» ) (8 ½ фильмов)  

 

 

 

Фильм получил второй по важности приз на Берлинале – Гран-при жюри. Большинство критиков с выбором согласны. У ленты 94% на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes, да и то единственный негативный отзыв все равно признает, что у работы японского режиссера есть сильные стороны.

 

«Случайность или догадка» состоит из трех историй. Героиня первой – переживает из-за новых отношений бывшего – в него влюбилась ее подруга. Во второй части студентка по просьбе бойфренда пытается соблазнить профессора. Их затея оборачивается непредсказуемыми последствиями. Третья глава посвящена внезапной встрече двух подруг. Они не виделись 20 лет. Кроме школьных будней, женщин связывает нежное чувство влюбленности. Виньетки объединяет общий концепт – Хамагути интересует, есть ли место случаю или все в жизни предопределено.

 

7.    «Сбой в матрице» (Свободная мысль)

 

 

 

Родни Ашер уже успел снять документальные фильмы о «Сиянии» Стэнли Кубрика и сонном параличе. Его новая работа посвящена теории симуляции, согласно которой наш мир сотворен искусственным интеллектом. Существует много вариаций этой концепции, и Ашер не ограничивается реконструкцией лишь одной из них. Он опирается на идеи Филипа К. Дика (по его роману снят «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта), признается в любви к «Матрице» и интервьюирует людей, убежденных в том, что жизнь создана компьютером.

«Сбой в матрице» не путает в нулях и единицах, в фокусе его внимания – этические последствия теории симуляции. Смотрим фильм и наверстываем упущенное в теоретической части, пока ждем возвращения Киану Ривза в образе Нео.

 

8.    «Неудачный трах, или безумное порно» (Фильмы, которых здесь не было)

 

 

Раду Жуде – гений румынской новый волны и мастер нейминга – только за название фильма ему бы надо присудить премию а-ля «Кликбейт года». Правда, без наград «…безумное порно» и так не осталось. «Неудачный трах…» стал победителем Берлинале в этом году.

 

В центре событий – судьба школьной учительницы. Хоум-видео с ее участием слили в интернет. Родительский совет и руководство негодуют – они уже посмотрели ролик и не в восторге от того, как женщина проводит свободное время. Душераздирающей драмы от фильма не дождаться: злободневную проблему Жуде упаковал в форму комедии с откровенными сценами.  

 

9.    «Криптополис» (Фильмы, которых здесь не было)

 

 

 

 

На ММКФ мультфильм добирался из Сандэнса с остановкой в Берлине. Посмотревшие «Криптополис» журналисты отмечают галлюцинаторный характер происходящего на экране. Лента рассказывает о ветеринарке Лорин Грей. Специализируется она не на кошечках и собачках, а на прямо-таки фантастических тварях – криптидах.  

 

Единорогов, химер, пожирающих ночные кошмары, и других подопечных Лорин прячет в своем зоопарке. Пока она мечтает о мирном сосуществовании мифических животных и людей, торговцы на черном рынке и армия охотятся на диковинных зверюшек ради пугающих и весьма прозаичных целей. В арсенале артхаусной вариации на тему «Парк юрского периода» – узнаваемые голоса: персонажей озвучивали Грейс Забриски, Зои Казан, Майкл Сера и другие.

 

10.    «Яблоки» (Эйфория изоляции)

 

 

 

Коронавирус научил нас (к сожалению, не всех) носить маски, почаще мыть руки и соблюдать социальную дистанцию, чтобы минимизировать риск заражения опасной болезнью. Не знаю, помогли бы эти меры главному герою «Яблок»: он стал жертвой очень странного недуга – в Афинах люди повсеместно теряют память. Воспоминания не возвращаются, врачи предлагают мужчине выстроить свою личность с нуля. Премьера «Яблок» состоялась в 2020 на Венецианском кинофестивале. Критики в восторге от фильма Христоса Нику, его уже причислили к «греческой странной волне» и только ленивый не упомянул, что дебютант работал вторым режиссером на съемках «Клыка» Йоргоса Лантимоса («Фаворитка», «Лобстер»). Рейтинг ленты на Rotten Tomatoes – 100%.

 

Бонус:

«Прабабушка легкого поведения. Начало»  (Третий возраст)

 

 

 

В программу «Третий возраст» попал очень необычный для фестивалей фильм – приквел российской франшизы о «бабушке легкого поведения». Смелое решение отборщиков можно трактовать по-разному, но по крайней мере оно явно говорит о самоиронии и открытости разным форматам.

 

События третьей части франшизы происходят в 1980 году. Из афериста в агента под прикрытием превращается Вова Рубинштейн. Раньше он переодевался в звезд советской эстрады, теперь в юбке и с помадой ищет опасный химикат на черном рынке. Мужчину ждут шпионские интриги и губы Брежнева.  

 

 

Елена Громова