«Чернобыль»: как это было. Часть 1

17 Мая 2021 07:41

С разрешения автора мы воспроизводим посты Александра Зенина, оператора фильма о фильме сложнопостановочной картины Данилы Козловского «Чернобыль», которая вышла на наши экраны 15 апреля. Фото автора.

 

Самая первая съемочная смена фильма «Чернобыль» проходила в Подмосковье, в Чашниково на пожарной станции, которая осталась в первозданном виде. В этой сцене Алексея провожают, ведь он перевелся в другой город. После пожелания «сухих рукавов» его обливают водой... но снимали же не одним дублем?))) Конечно нет, у героя Данилы было несколько комплектов сухой формы, а вот волосы быстро сушили фенами. Дублей было не много, я помню всего три. В этой же локации снята и раздевалка, где Алексей выкупает кинокамеру для Лёши.

 

Сцена в бассейне

 

Дина, Борис, Никита и тов. Стысин (про этого товарища будет отдельный пост...) направились вместе с Алексеем смотреть на подготовку водолазов, бассейн разогрет до 60 градусов, поэтому от густого пара мы видим все в дымке. Конечно, наш бассейн никто не разогревал, более того, этот объект так же не претерпел капитального ремонта и это типовой советский плавательный бассейн с сохранившимся внутренним убранством. Пар в нем имитировали специальными приборами - дымомашинами (в производственном сленге «хейзер»). Между дублями их включали и «поддавали пару». Там мы первый раз видим облачение водолазов. Бассейн располагается в Москве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О местах съемки фильма «Чернобыль»

 

В самом начале фильма есть сцена, где Оля с подругой запрыгивают в автобус и там у них случается нелицеприятная переброска с очень колоритной бабушкой. Магия кино состоит в том, что если следить за нашими перемещениями по России во время съемок, то на самом деле наши героини сели в автобус у сверхреалистичного макета автобусной остановки около конноспортивного комплекса «Битца» в Москве, а приехали на улицу возле набережной в г Курчатов! Да, да! Игровой автобус и еще несколько машин пришлось везти в другой город. Кстати, на фасаде спорткомплекса мы видим надпись на украинском - это я для тех, кто говорит, что в нашем фильме нет ни слов, ни речи. Это не так. Сцены отправки Леши и его возвращение из Швейцарии снимались на аэродроме «Чкаловский». Никаких макетов - только настоящие самолёты и вертолеты и все модели, и внутреннее убранство соответствуют времени.

 

Когда Дина едет с Алексеем в штаб, мы видим репетицию парада к 1-му мая. К сожалению, не очень много в нашей стране осталось неизуродованных пионерских объектов. Нам повезло, и съемочная группа успела снять эти кадры в почти не тронутом антураже комплекса зданий московского главного Дворца пионеров на Воробьевых горах. К сожалению, там сейчас ведутся работы по подготовке к глобальной реконструкции, а мы знаем к чему это приведет...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторические костюмы

 

1986 год - это еще совсем другая эпоха, мода, спокойствие цвета в широкой массе. Неформалы есть, но это тоже особая форма существования. Несмотря на то, что это было не так давно (вчера была круглая дата событий, на основе которых был снят фильм «Чернобыль» - 35 лет назад), непростой задачей оказалось представить повседневный быт жителей молодого атомного города Припять. Художник по костюмам Варя Авдюшко в течении года собирала оригинальные костюмы и одежду того периода. Но не просто абы какие вещи из 80-х, а подобранные по стилю и цвету для каждой сцены! Помните у главного героя - Алексея яркая цветастая рубашка, модные джинсы и кеды-кроссовки? И в этом одеянии он отправляется на пожар... я помню момент, когда Варя говорит Даниле: «только попробуй испортить рубашку! Она одна!» и правда, у всего костюма Данилы были дублеры, кроме этой пестрой рубахи! Варя не только находила вещи той эпохи, многое было абсолютно новое, ни разу не надеванное. Ведь молодой город не мог ходить в поношенной и видавшей виды одежде! Попробуйте найти оригинальные американские «варенки» из 80-х!

 

Казалось бы, это просто, но нет! Попробуйте одеть толпу из 450 человек, чтобы в кадре это не казалось аляписто и неправдоподобно!

 

Или прилетевших с выписки из Швейцарии ликвидиторов, которые огромной массой проходят мимо главной героини, встречающей сына. Ведь толпа не должна перетянуть внимание на себя, мы должны фиксировать взгляд на героине, поэтому важно подбирать цвет и фасон для каждой сцены, чтобы правильно расставить акценты и помочь эмоциональному настрою зрителя.

 

Для наисложнейших сцен с погружениями сначала думали использовать оригинальные костюмы того времени, однако за истечением срока давности резина деградирует и некоторые элементы и, даже, целиком костюмы пришлось изготавливать заново по выкройкам и образцам оригиналов. А это серьезная задача, ведь наши герои реально существовали под водой в специальной затопленной декорации. И пользовались дыхательным снаряжением того времени. А теперь представим, что наших водолазов изначально 4, а у них были дублеры, которых тоже надо было одеть; правда, в фильме в итоге нет ни одного кадра с дублерами-каскадерами. Наши актеры справились на отлично с плюсом с подводными съемками. У Вари суперская команда костюмеров. Саня и Сергей Костин в Венгрии одевали наши толпы водолазов, пропихивая головы в старомодные водолазные костюмы, горловина которых регулируется по шее человека путем срезания резиновой мембраны. Саня Сереже: «давай еще горло подрежем»... в этот момент надо было видеть лицо дублера, он хоть и не говорил по-русски, но Саша с ножницами в руках нарисовал на его лице испуг.

  Я с теплотой вспоминаю эти смены, этот слаженный коллектив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложная сцена

 

Одна из самых сложных сцен по монтажу в фильме «Чернобыль» это обсуждение предотвращения повторного взрыва атомного реактора из-за попадания оставшегося активного вещества в воду, которой заполнены бассейны-барботеры. Нужно найти вариант доступа к ним, а главное обнаружить и открыть задвижку для спуска воды из-под реакторного пространства. Сцены, где участвует много персонажей, эмоциональная нагрузка и важность передать атмосферу - особенно сложно монтировать. Тут важно все: детали, жесты, малейшие изменения мимики на крупных планах, звуковое оформление. Это сложнейшая постановочная задача. Если присмотреться на крупном плане героя Саши Алябьева, где он пьет минералку, то на дне граненого стакана, даже, правильное клеймо для того времени. Выделенные звуки от затяжки сигарет и нервные постукивания предметами, пальцами по столу в момент обсуждения. Игра актеров очень точная, невозможно не поверить. Монтаж подчеркивает и усиливает общее напряжение. Эта сцена снималась в ДК Московский. На съемочный период, который длился две смены, команда Тимура Шагиахмедова наклеили копию витражей с изображением Прометея, такого, какой был на реальном ДК «Энергетик», где в 1986-м году был развернут временный штаб. Витраж цветной, именно поэтому в этой сцене особое световое решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение следует…

 

Александр Зенин

Фото автора