Героем может стать каждый: рецензия на фильм «Красный призрак»

15 Июня 2021 11:01

Кажется, все уже устали от фильмов о войне. Не потому, что сама тема не интересна или не важна зрителю, а потому что снять хорошее патриотическое кино не получается. Андрей Богатырев решил попробовать рассказать историю событий 1941-го года не так, как обычно, а в стиле истерна, с отсылками к Тарантино, иронией и затягивающим сюжетом.

 

«Красный призрак» – фильм сотканный из множества военных историй. Мы видим персонажей с типичными архетипами: командира, отважную женщину, старого, мудрого проводника, молчаливого партизана и весельчака алкоголика. Каждый из них понемногу раскрывается через незатейливые диалоги, наполненные то рассказами о жизни, то нелепыми анекдотами, то едкой иронией или грустными воспоминаниями и надеждами на светлое будущее. 

 

В отличие от других русских экранизаций Второй мировой здесь интересно показаны и немцы. Есть молодые солдаты, которые не хотели бы лишних смертей, горделивые командиры и даже, если хотите, аналог персонажа Кристофа Вальца из «Бесславных ублюдков» в исполнении Вольфганга Черни, хотя режиссер всеми силами от Тарантино открещивается.

 

К концу фильма становится ясно, что главной идеей является прославление безымянного солдата, который борется за свою родину, за свой народ. Тот самый «красный призрак». Зрителю дают понять, что таким одиноким героем мог бы стать любой человек. Может быть это солдат, потерявший свой отряд, охотник, пытающийся выжить или простой житель глубинки, у кого война отняла семью. Это не один мистический супергерой, а собирательный образ обычного солдата. По словам создателей, ветераны действительно рассказывали им о таких людях, а вся картина соткана из подобных баек.

 

 

Небольшой бюджет даже играет картине на руку. Здесь нет танковых колонн, или боёв на самолетах. Зато есть камерная и вполне правдоподобная (за небольшими комедийными исключениями) схватка между русскими и немцами на территории маленького селения. Сама битва чем-то напоминает таковую из «Омерзительной восьмёрки». Такое же ограниченное пространство, обилие стрельбы и крови, хотя завязка, конечно, другая.

 

 

Атмосферность фильма, его видимая простота и легкая интрига однозначно оставляют приятное впечатление. Это не назидательное, поучительное кино о том, «как правильно любить свою родину», однако авторам удается наравне с комедией и боевиком рассказать о трудных годах войны.

 

 

 

 

Андрей Комаров