Марк Челищев: «Россия – прекрасное место, чтобы снимать кино!»

08 Февраля 2014 00:00

Еще в ноябре прошлого года на выставке вина в Москве документалист Марк Челищев представил фрагменты своего фильма «Андрей – голос вина», в котором рассказал историю Андрея Челищева – русского винодела, «отца американского виноделия», изменившего мир вина в 20 веке. Андрей приходится Марку прадедом, поэтому фильм – это очень личная история.

 

Мы побеседовали с Марком, оказавшимся завзятым киноманом. К сожалению, времени на разговор было мало, но, возможно, это не последняя наша беседа.

 

- Скажите, вы кинематографист или винодел?

 

- Кинематографист. Может, когда я выйду на пенсию, буду сидеть на крыльце собственного дома  с собаками, вокруг будут ходить лошади, и у меня будет своя винодельня. Это было бы здорово! Делать вино и кино – это мечта.

 

 

 

 

- Почему вы решили стать кинематографистом, а не потомственным виноделом?

 

- Я вырос в разных странах, в постоянных переездах. И с самого детства снимал. Впервые я взял в руки камеру 8 мм, когда мне было 6 лет, тогда я снимал тигров и львов в Африке. Я сохранил эти пленки по сей день. Позже у меня появился фотоаппарат Pentax 35 мм, и я начал проявлять пленки сам. Я был самым юным фоторепортером в школе, снимавшим для школьной газеты. Это было в Бангкоке и Таиланде. Индонезия, Джакарта, Таиланд, разные люди, культуры, языки, но я мог пойти в кино, и все стрессы от новых культур и стран, исчезали на два часа. Кино захватывало меня и помогало отправляться в путешествие – эти красивые истории на серебряном экране. Они заставляли меня плакать и  смеяться. Я был зачарован ими. Мне всегда было интересно, кто и как делает эту магию. Я и в колледже снимал кино. Так что, это было естественным решением.

 

И мне повезло, я смог сделать фильм, который дорог мне. Если я смогу продолжать снимать кино до конца жизни – я буду счастлив!

 

 

- Вы планируете продолжить?

 

 

- Да, следующие сто лет. Может, к тому времени технологии позволят нам заменять износившиеся части тела и жить дольше, и я смогу проложить делать кино и дольше. Мир – удивительное место и этот фильм – об удивительном путешествии.

 

Фильмы и книги – это истории. У нас была огромная библиотека, которая всегда была с нами, я обжал читать. В моей семье не было телевизора, вместо этого мы взахлеб читали. Это позволяет на некоторое время сбежать из реальности. У нас много проблем, но чтобы оказаться совсем в другом мире, нам не надо тратить деньги на билет, время на перелет, нам всего лишь надо пойти в кино и - исчезнуть из реальности на два часа. Это настоящая магия.

 

Мой фильм не только про винодела, он - про путешествие человека, который шел к своей мечте. Надеюсь, что когда люди его увидят, он вдохновит их на собственные достижения. Кино действительно может изменить чью-то жизнь.

 

- Что было самым сложным в работе над фильмом?

 

- Я начал снимать в марте 2007 и продолжал до прошлого года, не все время, конечно, время от времени. Я пытался лавировать между людьми, виноделами, у которых есть сезоны, когда они очень заняты. И потом, люди часто меняют свое мнение или их настроение меняется.

 

Самое сложное было финансировать проект. Я вложил свои собственные деньги, а потом мой продюсер Андрей Спирин помог мне найти финансирование здесь, в России. Для независимого кинематографиста в этом деле множество преград.

 

Но если можете слышать «нет» снова и снова, и все равно продолжать идти к своей цели – тогда можете снимать кино.

 

Смотрите, даже Спилберг снимал «Линкольна» десять лет, а Дэниэл Дей-Льюис отказал ему три или четыре раза. Здесь нужна недюжинная сила воли, это трудно: люди постоянно говорят тебе «нет», «сегодня не хочу», «не в настроении», «не сейчас». Ты приходишь с командой и камерой, а он говорит: «Я сегодня не в духе, приходи завтра». А ты уже оплатил работу съемочной группы и оборудования, и на завтра у тебя уже нет денег. Нужно быть смелым и не принимать «нет» за ответ.

 

Чтобы сделать этот фильм, я все продал все, что мог, вложил все свои деньги. Я продал машину, потому что мне надо было что-то снять. Мне пришлось снимать рекламу в Нью-Йорке, чтобы суметь оплатить вертолет для съемок. Но нужно любить то, чем занимаешься. Если любишь свою работу, не важно, что скажут критики, не важно, что подумают другие о вашем успехе или неуспехе. Все не важно.

 

С другой стороны, если мечтаешь о нормальной жизни, лучше не идти в кино. У меня нет нормальной жизни. Когда я монтировал фильм, в Москве у меня родился ребенок. Но мне пришлось ждать до отпуска, чтобы увидеть дочь. К тому времени ей исполнилось восемь месяцев. Все это время я жил внутри монтажной комнаты по 13 часов в день. Но я счастлив, когда делаю кино, и надеюсь снять свой следующий фильм в России. Теперь это будет художественный фильм, не документальный.

 

- У вас уже есть история?

 

- Есть задумки, да. Я надеюсь снимать здесь, потому что Россия – невероятное место! И если я смогу соединить свой американский опыт и русские таланты, думаю, мы сможем сделать нечто чудесное. Это будет фильм на русском языке с русскими и иностранными актерами. Ведь здесь мои корни.

 

На этой картине у меня был потрясающий оператор Ведиго фон Шульцендорфф, который снимал для Вуди Аллена и других известных режиссеров, и потрясающий монтажер Марат Магамбетов. Когда я делаю кино, я диктатор, перфекционист, но при этом нужно бороться с собственными запросами. Ведь команда – это все в нашем деле. Да, музыку к фильму написал Алексей Айги, у него две премии «Ника», его музыка звучит, например,  в фильме «Орда». Он прекрасный композитор,  и я и дальше буду с ним работать, потому что мне нравится его творчество.  

 

- Надеюсь, когда вы снимите свой следующий фильм, мы снова встретимся.

 

- Да, было бы здорово!

 

Что касается героя картины, то Андрей Челищев родился в аристократической семье в Москве в 1901 году, ему пришлось пережить потрясения русской революции и гражданской войны. Андрей Челищев сражался с большевиками в кадетском корпусе под командованием Врангеля, после разгрома Белой армии эмигрировал в Константинополь, после чего перебрался в Прагу, а затем в Париж. Он изучал микробиологию и вино в университете Луи Пастера и в Национальном университете агрономии у именитого профессора Поля Марсэ. В 1937 году Андрей начал работать в долине Напа в Калифорнии на виноградниках Жоржа де Латура.

Впоследствии Андрей Челищев был признан «отцом калифорнийского виноделия» и одним из наиболее почитаемых мэтров мировой винодельческой культуры. Знания Андрея Челищева и его страстная увлеченность делом оказали влияние на многих виноделов и в Америке, и в Европе, и привели винную индустрию США к обновлению и возрождению во второй половине 20 века.

В фильме история винодела рассказана самим Андреем и теми, кто хорошо его знал. Зритель увидит фрагменты интервью с известными виноделами из Калифорнии, Бордо, Тосканы.

 

 

Андрей Челищев. Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма. В картине принимал участие в том числе режиссер и винодел Фрэнсис Форд Коппола

 

 
Галина Свиридова | 11.02.2014 19:17
интересно, оказывается основал калифорнийское виноделие русский. русские талантливы во всем.жаль только в другой стране талант свой раскрывают.
Ответить | Поделиться
Сергей Филипов | 11.02.2014 18:44
Делать кино и пить собственое вино- что может быть лучше.
Ответить | Поделиться