Илья Шерстобитов: «Наши студенты работают в индустрии!»

03 Сентября 2014 00:00

Московская школа нового кино на прошлой неделе объявила о том, что продляет набор студентов на новый учебный год до 25 сентября. Что случилось, и почему учебное заведение пошло на такие меры, мы спросили у директора Школы Ильи Шерстобитова.

Расскажите пожалуйста о вашей Школе, когда она образовалась, и почему так называется: чем отличается новое кино от старого?

Мы образовались два года назад. Почему новое? Потому что нет возможности делать старое, наверное.

А чем оно отличается?

Нужно тогда сначала обрисовать то, что происходит в нашем кинематографе. Есть некая часть людей, которая снимает старое советское кино, но это в наших реалиях нереально. Старое советское кино было по-своему прекрасно и актуально тогда. Сейчас изменились люди, их менталитет, изменилось все: ощущения от актерской игры, ожидания публики, динамика повествования. Поэтому снимать сейчас советское кино, это оксюморон.

Есть часть людей, которые пытаются снимать голливудское кино в сегодняшней России, это тоже невозможно, потому что для голливудского кино нужна огромная индустрия, которой у нас нет. И то и другое выглядит провально. Есть некая часть людей, которая пытается снимать европейское кино, которое к нам ближе, но эти люди не делают что-то свое, а просто копируют европейское кино. Мы занимаемся поисками нового киноязыка, мы идем на ощупь и пока тоже не знаем, как правильно.  Мы абсорбируем вокруг себя всех тех, кого мы считаем выразителем нового современного языка, и они передают свои знания, но передают не академическим способом, они передают свои ощущения. Как можно научить быть художником? Да никак! Можно только разговаривать, проникаться красотой и искусством. Этим мы отличаемся от других киношкол.

Может быть, вы за два года уже нащупали? Какими свойствами или качествами должно обладать новое кино?

Вы хотите формулу или ощущения?

Ощущения!

Это отказ от игры и отказ от создания фальшивых матриц. Мы находим реальность и вживляемся в нее, а не создаем псевдореальность. Это главное. Мы передаем ощущения окружающего мира. Ощущение реальности. Задача всех – от актеров до операторов – передать жизнь, не кастрировать ее, не изменять ее по себя согласно «творческому замыслу». Вместо этого  сформулировать творческий замысел так, чтобы он органично лег на существующую реальность.

Но ведь кино – это всегда некая другая реальность по ту сторону камеры: декорации, костюмы, текст, который актеры читают?

У нас это не главное. Никто из наших ребят и наших педагогов не снимает историческое костюмное кино. Но даже если бы перед нами стояла такая задача, мы все равно находили бы какие-то другие ходы. Ну, как пример, фильмы Мела Гибсона «Апокалипсис» или «Страсти Христовы»  - они исторические, но там нет никаких глобальных декораций – все это не важно, по сравнению с судьбой одного человека. Умение показать судьбу одного человека – вот, что важно. А количество декораций или красота костюма, с нашей точки зрения, делает кино фальшивым. Все должно быть органично, ничто не должно перетягивать внимание от персонажа. Если вы сидите в кинотеатре и думаете: «О, какой красивый костюм!» - значит, кино провальное.

Я, как художник, люблю посмотреть на красивые костюмы.

Это профдеформация, она, естественно, существует. Смотрите, к примеру «Догма» - там ничего нет, есть ангар, расчерченные «декорации», в которых люди живут в представленных обстоятельствах. Сначала думаешь «Ух-ты, прикольно, какая концепция!» А потом ты забываешь об этом. Для тебя становится важным герой, как он живет, как реагирует, и так далее. Кино выходит в  две разные плоскости: шоу, зрелище – это «Аватар» - прекрасное, потрясающее зрелище; и второе – в психологизм и надлом. Задача режиссера – залезть к вам в душу и зацепить те струны, которые заставляют вас сопереживать, плакать, смеяться. Хороший костюм вас плакать не заставит. Поэтому, самое важное – мы учим философии жизни – жизни вообще, а через жизнь - - философии кино.

Олег Лукичев, который курирует операторский факультет, как-то прекрасно сформулировал это. Казалось бы, операторы – люди более технические, камера, свет… как-то мы сидели на экзамене, смотрели изумительные работы, он сказал: «Самое важное, не то, сколько человек по окончании курса пойдут работать операторами, а то, что почти все стали Художниками». Дальше они могут заниматься чем угодно, но они вынесут из обучения внутреннее ощущение красоты. Именно это внутреннее ощущение красоты - очень важно.

Или, как сформулировал Дима Мамуля: режиссеры начинают уметь жить, воспринимать жизнь как предмет изучения, а не предмет для страсти. У нас же молодые люди очень политизированные, активные, это очень хорошо… Но мы как-то обсуждали Пусси Райот, и Дима сказал: «Для меня Чаплин и Пусси Райот – явления одного порядка. Низкого эстетического вкуса. Не увлекайтесь обсуждением сиюминутных страстей, это мелочи, которые не стоят внимания режиссера, есть более глобальные истории, сопереживание. И умение рассказать об этом – это ключик к вашему кино».

Люди, вовлекаясь к страсти, начинают видеть одну часть картинки, а режиссер, как философ, должен отстраниться и увидеть глобальную картинку в целом. И вот она – более многослойна, более сложна и многогранна. Красота – вне сиюсикундных понятий. Есть мода, а есть красота.

Можно вспомнить Апулея, его «Золотого осла», древний римлянин, пишущий о своем времени  абсолютно живым языком, создающий абсолютную реальность – только тогда, но она также актуальна и сейчас. Его можно сейчас снять, не используя сложных технологических приемов, без зрелища, и получить это историю о человеке и его надломе.

Так любые древнегреческие мифы такие – что Медея, что Эдип. Их можно ставить и смотреть сколько угодно!

Или библейские истории. У меня один ученик ставит историю отца и сына. Отец Иван («Иаков») отдает своего последнего сына в армию страны, где идет война. После автокатастрофы у него вся семья погибла, и он едет, везет своего сына через всю страну, чтобы принести это жертвоприношение – отдать  его в  армию, сейчас, когда он может его потерять.  Библейская история, но она живая и актуальная. Эти истории вечны.

Поэтому есть, что снимать, что делать, о чем говорить, не теряя глубины происходящего.

Расскажите, кого вы готовите и почему продлили срок приема студентов?

Очень много звонков, люди плачут, что не успевают сделать все этапы заданий. Потому что у нас есть жесткие требования, достаточно четкие, мы не берем всех, отбираем только самых лучших. Они не успевают сделать работу. Нельзя прийти сюда, заплатить и учиться, такого не будет никогда, всегда будет отбор, всегда сюда будут попадать только лучшие. И для лучших есть некие плюшки. Мы пошли будущим студентам навстречу и продлили срок приема работ.

У нас учатся режиссеры, гримеры, операторы, звуковики, сценаристы, вторые режиссеры, сейчас запускается актерский и продюсерский факультеты. У нас есть факультет неигрового кино Голдовской, изумительные Угаров и Мульменко, продюсерский ведет прекрасная Мокрицкая.

Курсы в новом учебном году в школе будут вести Юрий Муравицкий, Павел Бардин и другие. Планируется проведение мастер-классов Андрея Звягинцева, Александра Роднянского, Пола Верхувена, Фред Келемана, Юлии Мишкинене, Сергея Сельянова, Сергея Чильянсова, Натальи Мокрицкой.

Режиссуру будет читать Звягинцев, мы планировали целый курс, но он пока занят. Кроме того, многие художники побаиваются обучать, потому что сами никаких институтов не заканчивали. В свое время я Олега Лукичева затащил сюда насильно. Он сначала был в шоке: «О чем я буду рассказывать, я же ВГИК не закончил?». Сомневался, но сейчас прямо горит студентами. Это затягивает, дает энергитическую отдачу. Мастер сам выбирает студентов, которые у него будут учиться, это важно - совпадение энергии.  Нужно, чтобы не было людей, которые бы разрушали внутреннее состояние курса. Даже я, когда вижу, что человек не подходит, говорю, не надо к нам идти, не тратьте время на то, что вам не нужно, идите в другую школу. Или если вижу ,что внутренняя энергия человека не совпадает с тем, что ему предстоит делать на площадке, я советую выбрать другую специальность.

У меня был случай, приходит на собеседование на продюсерский факультет парень 27 лет с папой. Ну и какой из него продюсер? Я ему сразу сказал, что он уже не продюсер. Продюсер – это лидер с мечом, с пулеметом впереди, а не с папой за ручку. Приходил парень, который хотел пойти вторым режиссером, но я вижу, что у него харизмы больше, чем предполагается у второго режиссера. Второй режиссер, это такой самурай для своего сегуна, очищающий ему путь. Режиссер должен приходить на свою площадку, как на чужую. Он смотрит плейбак и работает с актерами, если ему надо поставить им какие-то дополнительные задачи. Потому что основную работу по организации площадки делает второй режиссер. Площадка находится в его руках. Это один из основных работников площадки. Если два таких человека: исполнительный продюсер, который занимается деньгами и организацией работы – машинами, питанием, и так далее, и второй режиссер. Он работает с тем, что внутри площадки: сценарий, когда кто работает, где. Такой профессии в России никто не учит, и слабость нашей киноиндустрии заключается в том, что вот это никто не организовывает.

Например, на «Фаусте» работал чех Мартин Себик, который тоже будет у нас преподавать. Там изначально было 64 съемочных дня, он сел, два дня переставлял КПП, и из 64 дней получилось 39. У него сложилось идеально, он все посчитал. Это огромная экономия бюджета. Режиссер пытался участвовать в процессах по российской привычке, но к концу второго дня работы Мартина он согласился с тем, что все сделано правильно.

Так вот, пришел к нам парень с харизмой явно продюсера, а не второго режиссера. Я ему сказал, что это не его, и предложил попробоваться на продюсера. Он побегал-побегал, снова пришел проситься на курс второго режиссера, я его засунул на площадку, он посмотрел, согласился, и теперь поступает на продюсера. То есть, у меня позиция такая, что я лучше откажу, чем возьму лишнего человека не туда, где ему было бы органично и естественно жить и работать. Или пришла девочка на грим, а она рисовать не умеет, и  у нее довольно большое личное пространство, она выдерживает большую дистанцию между собой и собеседником. А гример же должен контактировать с человеком, вертеть его, как тесто, чтобы работать с гримом, вторгаться в его внутреннее пространство и жертвовать своим. И она начала всякие истории рассказывать, я ей сказал, что ей лучше пойти на сценарный. Мы очень трепетно относимся к понятию энергии. Нам было важно, чтобы ничто не разрушало внутреннюю гармонию курса.

Сколько стоит обучение, и если вы увидите, что человек очень талантливый, но у него нет денег, есть ли у него возможность учиться в вашей школе?

Сто тысяч за семестр с одной стороны много, с другой стороны немного - если ты хочешь по этой профессии работать и зарабатывать. Мы идем навстречу талантливым студентам, уже себя проявившим, но мы это не афишируем. К вопросам грантов мы подходим тонко и избирательно. Мы сделали ошибку в первый год, и больше так не делаем.

А что дальше с вашими студентами происходят, вы помогаете им трудоустроиться?

Любой вуз, который заявляет, что трудоустраивает своих студентов, соврет. Время советских распределений давно прошло. Но в то же время существует огромная востребованность и интерес ко всему новому. У меня из 23 операторов не работают только двое, а они не прошли еще и года обучения. Все гримеры – на площадке, четверо мои сценаристов работают с Сельяновым. С факультета режиссуры пятеро уже работают в индустрии. И все снимают свое кино. Наши студенты постоянно участвуют в конкурсах короткометражек. На последнем Московском кинофестивале лучшая короткометражка – мой студент. На «Святой Анне» в этом году принимало участие 8 работ моих студентов и из 6 номинаций победили две работы моих студентов. И во многих фестивалях мы уже принимали участие, а это всего год обучения у ребят. То есть, первый выпуск нашей школы будет зимой, мы еще никого не выпускали. Не имея выпускников, мы уже можем показать результаты.

 

Разговаривала Надежда Маркалова

 

 
Кузя Петров | 05.09.2014 14:27
люди делают деньги
Ответить | Поделиться
Алина Фролова | 04.09.2014 14:17
новая школа! что-то новое значит будет
Ответить | Поделиться
Сергей Филипов | 04.09.2014 11:57
может помогут москвичам поступить
Ответить | Поделиться
Максим Киреев | 03.09.2014 14:15
заплатил и поступил, ну как и везде
Ответить | Поделиться
Надежда Маркалова | 06.09.2014 16:04
Вы учились и знаете?
Ответить | Поделиться