Алексей А. Петрухин: «Кино должно вдохновлять!»

26 Ноября 2015 08:59

26 ноября на широкие экраны нашей страны выходит картина Алексея А. Петрухина по сценарию Екатерины Асмус «Училка», уже показанная на нескольких престижных фестивалях и завоевавшая  множество наград. Мы поговорили с режиссером картины о ее создании и о том, почему школьная тема так важна сегодня.

Команда фильма проехала с туром по городам России - зрители городов, а на пути тура была 21 остановка, очень тепло встречали фильм. Наверное, это говорит о том, что съемочная группа во главе с режиссером все сделали правильно!

- Что привлекло вас в этом проекте? Почему идея так зацепила?

- Есть темы, которые так или иначе затрагивают нас всех, но в силу своей вечной занятости решением каждодневных сиюминутных насущных проблем мы не говорим о глобальных вопросах, обходя их стороной. Этот фильм - о сегодняшнем конфликте поколений, о разных взглядах на жизнь, на общество, на нашу страну. Меня пугает то, что сегодня школа устранилась от участия в становлении личности. Раньше школа воспитывала. Именно там в нас закладывали такие важные социальные аспекты личности, как осознание и понимание ответственности перед обществом, в котором ты живешь. Сегодня школа стала всего лишь неким учреждением по оказанию услуг образования. И, как следствие, авторитет учителя упал, его роль в жизни подрастающего человека потеряла актуальность. Между школьниками и учителями возникла пропасть.

Когда Петр Черенков рассказал эту историю, она уже была хороша. Но это была совершено конкретная история – про определенную ситуацию в конкретном классе. Возникла идея, как на эту историю можно нанизать большие, важные, остросоциальные вопросы, которые сегодня беспокоят всех вокруг. Это был отличный шанс поговорить со зрителем на эти темы киноязыком.

- Вы были соавтором сценария, что вы привнесли от себя в эту историю?

- Я очень не хотел бы говорить о создании фильма в таком ключе. Кино – это коллективное творчество, фильм творила вся команда, и каждый сделал вклад в эту историю. Мы все вместе ее реализовали, донесли до зрителя понятным и простым языком. Может, в картинке не все профессионально с точки зрения экспертов и критиков. Но зритель все считывает между строк, а это для нас главное.

- Насколько сложно найти проект, в котором бы имелось некое социальное высказывание или позиция, но при этом оно не было бы чернухой, а оставляло зрителя со светлым чувством?

- На самом деле идеи есть, и их много, но с готовыми сценариями действительно наблюдается некий дефицит. Ведь сегодня кино слишком увлеклось глупым развлечением зрителя, и иногда в угоду этому развлечению забывают о каких-то смысловых вещах. Кино должно нести надежду, вдохновение, прежде всего, и объединять людей. Именно в этом состоит задача кинематографа – самого мощного вида искусства – объединять людей, вдохновлять их – и именно этим оно бесценно. Нельзя вместо вдохновения морально давить зрителя. Не хочу называть картины, которые в последнее время выходили… но ведь это тоже своеобразна политика. Кинематограф не может быть вне политики. Ведь с помощью кино можно легко формировать любое общественное мнение! Именно поэтому существует социальное кино, патриотическое или агитационное.

Возможно, ту ленту, которую потом назовут чернухой, автор не считал таковой. На самом деле это был его взгляд на мир, на страну, на ситуацию вокруг, на наше общество. Это его высказывание. Но в любом случае, я считаю, что можно поднимать вопросы, обсуждать их, но нельзя никого обличать и оскорблять. Кино должно быть светлым, поднимать дух и вдохновлять людей. Действительно, такой проект, который бы и поднимал серьезные вопросы, и вдохновлял, найти сложно.

- Как вы подбирали актеров? Был ли этот процесс длительным? Как вам удалось привлечь таких звезд, как Ирина Купченко?

- Если говорить про класс, то это был открытый кастинг, пришло 400 человек ребят. Изначально планировали взять 15 подростков, как метафору количества союзных республик бывшего СССР, но в итоге не смогли отказаться еще от трех. Получилось 18. Это был очень длительный процесс, в несколько этапов.  Потом мы организовывали длительные репетиции, собирались, делали из этих ребят один класс, единый коллектив.

Насчет Ирины Купченко… прежде, чем привлечь ее мы провели большую подготовку. Нужно было сделать ей предложение так, чтобы она не отказалась. Но она сразу прониклась социальной важностью и актерской задачей, и согласилась сделать эту картину. А сейчас с таким же желанием ездит по стране и представляет ее лично зрителям. Ведь общение со зрителем – это тоже очень важно. Все актеры в картине согласились работать сразу – за идею, и все остались довольны тем, что получилось. Ведь мы смогли донести эту идею до зрителя.

- Вы продюсируете большие зрелищные фильмы, насколько я знаю, вы заканчивали снимать «Училку», когда уже начались съемки «Вия 2», как вам удалось «жонглировать» такими разными проектами? И насколько отличаются ощущения от производства большого кино, скажем, с массой компьютерной графики, и небольшого независимого проекта? Насколько легче или сложнее делать то или другое?

- С одной стороны это все равно кино, и процессы не отличаются. Но с другой стороны – это очень разные проекты. Там, где идут технологии, компьютерная графика, больше внимание уделяешь именно развлекательной части, точности спецэффектов, их исполнению, работе супервайзеров. Здесь больше приходится представлять и фантазировать, разрабатывать заранее все детали, и доверяться специалистам. И в данном случае актер является частью этого развлечения, он должен правильно вписываться в команду и соблюдать все технические нюансы.

В кино социальном важно точно перенести на экран высказывание, эмоции, интонации, здесь работаешь иначе. На этом проекте, сидя у плейбека уже не следишь за крестиками, которые должны правильно расставить и соблюдать, и техническими деталями. Здесь смотришь в глаза актеру, говоришь: «Верю!» или «Не верю!». Дожимаешь нужную интонацию. Так что, да, это разные вещи. Но они друг друга дополняют, это приятно!

Хотелось бы «жонглировать» еще более разными проектами. Но как только находятся волнующие темы или идеи, так сразу беремся за их реализацию!

- Сколько времени заняло производство этого проекта от начала вашего в нем участия до первого показа?

- Можно сказать, что проект «Училка» – один из рекордсменов с точки зрения производства: мы снимали весь март месяц – три недели, и в мае был один съемочный день. А 11 августа мы уже получили первый приз зрительских симпатий.

Весь технологический процесс занял четыре месяца. Почему так быстро? Потому что эту картину я снял еще до выхода на площадку – в своей голове – задолго до начала реальной работы над ней. Не было творческих мук во время постпродакшна, когда сидишь на монтаже и не знаешь, как сделать. Ну и, конечно, у меня была гениальная, потрясающая команда: и режиссер монтажа, и звукорежиссеры, и наши цветокорректоры! Мы понимали друг друга с полуслова. Так что, нельзя сказать, что картина рождалась в муках, она рождалась от души, от сердца, в радости. И поэтому такой результат. Мы очень рады, что зрители так тепло принимают ленту. И это заряжает еще большим позитивом на следующую работу.

- В Голливуде существует высказывание: «Никогда не работай с животными, детьми и на воде (если только ты не Спилберг)» - как вам работалось с таким количеством, ну пусть не детей уже, но все-таки, молодежи?

- Действительно, самое трудное было с детьми, но не в плане работы с ними, как с актерами, а в плане создания класса, как единого организма. Хотелось сделать так, чтобы никто не оказался массовкой, каждый был индивидуальностью, личностью, характером, нес бы свою нагрузку, каждый отражал какой-то взгляд из общества. Это была сложная задача. И они все разные по возрасту, по воспитанию, по мировоззрению, по менталитету, но должны оставаться единым классом, командой. Все получилось, благодаря слаженной работе каждого. Я очень рад и горд работой с этими ребятами, актерами, которые воплотили нашу историю на экране. Наверняка у тех из них, кто выберет кинематограф своей профессией, будет большое будущее. Они будут правильно оценивать кино и понимать свою ответственность перед зрителем.

Так что, картину стоило делать только ради этих восемнадцати человек, которые повзрослели на площадке, набрались мудрости и осознали какие-то важные вещи.  

- Вы уже объявили о сиквеле «Училки», не приоткроете сюжет будущей ленты? Что еще может случиться с училкой и ее классом?

Да, у нас есть сценарий под названием «Испытание», посвященный трагическим событиям «Норд-Оста». Сегодня эта тема снова актуальна. Мы немножко переиначим героев, вернее, перенесем наших героев в тот сценарий. Конечно, это будет не история «Норд-Оста», а просто абстрактная история с заложниками, но посвящение в конце ленты, конечно, будет. Сюжет ленты будет разворачиваться через год на первой встрече выпускников. Они всем классом пойдут на спектакль, в котором занят Мачо, наш актер по фильму. Там будет порядка 500 человек. И история будет снова разворачиваться в замкнутом пространстве. И мы снова постараемся поговорить со зрителем о том, насколько страшно оказаться заложником, и главное – как выжить в  этой ситуации, как нужно вести себя заложникам, что стоит и не стоит делать. Мы постараемся пообщаться со зрителем, поговорить о вопросах безопасности. И наша учительница снова внесет свою лепту в историю.

- Фильм делался совместно двумя компаниями. Как вам работалось в такой сборной команде?

- Как я уже говорил, кино – это коллективное творчество, и от слаженности команды зависит его эмоциональная составляющая. Если еще и тема близка каждому и актуальна, то атмосфера на площадке особенная. Результат тоже получается особенным!

Мы поддерживаем дебюты и даже часто продюсируем, например, короткометражное кино, чтобы выявить таланты. На коротком метре часто видно, кто чего стоит. В этот раз мы открыли успешное сотрудничество с командой «Стартфильма», которую возглавляет Петр Черенков. Даже продюсируя кино в первый раз, он достаточно профессионально подходил к решению вопросов. Самое важное  – у него есть командное чувство.  Возможно, мы сделаем еще не одну картину вместе. А пока нам важно выпустить к зрителю нашу «Училку». И поскольку мы планируем второй фильм, наверное, наше сотрудничество может считаться успешным.

Пользуясь случаем, я бы хотел поблагодарить «Русское радио», которое оказывает фильму неоценимую поддержку на его пути к зрителю. Даже их слоган – «Все будет хорошо» – очень в тему! А также – «Аргументы и факты», за поддержку картины, за их материалы и точное освещение темы фильма, за возможность пообщаться со зрителями. Всем компаниям, которые встречали нас в городах, показывали свои города, организовывали встречи со зрителем!

 

 

 
Марина Зайцева | 26.11.2015 11:42
Сегодня даже по первому каналу в Новостях про фильм рассказывали! И тоже интересно было узнать про продолжение - раскрыли секрет! Фильм клевый спасибо всей команде!
Ответить | Поделиться