«Девушка из Дании»: психологический взгляд на необыкновенную историю

26 Января 2016 09:39

28 января 2016 года на наши экраны, наконец выйдет картина Тома Хупера «Девушка из Дании», главную роль в которой исполнил Эдди Редмейн. Фильм снят по одноименной книге американского писателя Дэвида Эберсхофа и рассказывает историю датского художника Эйнара Вегенера  — первого транссексуала, решившегося на операцию по перемене пола и превратившегося в Лили Элбе. 

Фильм наверняка вызовет серьезный резонанс, ибо затрагиваемая в нем тема, тема транссексуализма, очень сложна, необычна, непонятна и не слишком распространена в социальном дискурсе. Оценить ленту по достоинству части российской аудитории может быть трудно именно потому, что он рассказывает такую «особенную» историю; всю красоту и психологическую сложность фильма может не позволить воспринять именно тот факт, что главный герой фильма — транссексуал.

Мы живем в достаточно сложном, консервативном обществе, которое очень болезненно и неоднозначно реагирует на проявления инаковости. В частности, это касается и лиц с нетрадиционной ориентацией и лиц с особой половой идентичностью.

Одним из факторов позитивного и вдумчивого восприятия какого-либо материала, в частности фильма, является некоторая смысловая близость и конгруэнтность данного материала  внутреннему миру человека. В нашей душе скорее находит отклик то, что нам близко, то, с чем мы можем идентифицироваться. Поэтому данный фильм российская аудитория может  воспринять с настороженностью; кто-то вовсе им не заинтересуется, а кто-то, возможно, воспримет в штыки. Можно ли увидеть в фильме что-то большее, чем просто рассказ о мужчине, который захотел стать женщиной?

На самом деле фильм поражает своей глубиной, тонкостью, возвышенностью. В нем показана история людей, стоящих перед очень трудным выбором — история с вопросами, на которые ни у персонажей, ни у зрителя нет и не может быть однозначных ответов, здесь нет «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно». Фильм заставляет сопереживать всем главным героям, он сделан так, чтобы зритель отбросил свои установки, стереотипы и просто прикоснулся к душе человека. Одна из центральных идей фильма, на мой взгляд, заключается в следующем: иногда то, что выглядит как самая тяжелая патология («Псих! Шизофреник!»; в одной сцене психиатр и пара санитаров уже бегут к Лили/Эйнару со смирительной рубашкой…), в действительности оказывается нормой и примером здоровой, глубокой и очень чувствительной души. Фильм сделан настолько тонко и красиво, что Лили просто невозможно осуждать, ей можно только сопереживать, испытывая щемящую боль от того, что ей так недолго в этом мире удалось побыть по-настоящему счастливой.

Исполнитель главной роли Эдди Редмейн, как известно, номинирован на «Оскар», а одним из главных его конкурентов является Леонардо Ди Каприо (фильм «Выживший», реж. А. Иньярриту). Вокруг фильма «Выживший» поднят большой ажиотаж: кажется, что Ди Каприо вне конкуренции, наконец-то он должен получить свой заслуженный «Оскар»… На фоне этого всеобщего ажиотажа, проводя сравнительно-психологический анализ этих двух фильмов, хотелось бы немного подержать «Девушку из Дании», показать обоснованность претензии на «Оскар» Эдди Редмейна. Мы не будем пытаться судить о том, какой фильм лучше, а какой — хуже: это занятие бессмысленное и неблагодарное. Мы просто рассмотрим психологическую подоплёку этих очень разных историй, чтобы увидеть особенности каждой из них.

Герой Ди Каприо — сильный мужчина, оказавшийся в одном шаге от смерти. Он превозмогает физические страдания, цель его понятна — во что бы то ни стало выжить, чтобы отомстить за смерть сына. В «Выжившем» зрителю ясно, с кем идентифицироваться, за кого болеть, где добро, а где зло. Здесь всё достаточно очевидно, страдания героя в основном внешние, физические, грубые (битва с медведем, переломанные кости, раны, холод, голод и т.п.); герой даже не совершает морального выбора — убивать или не убивать своего врага, мстить ему или не мстить. Этот фильм напоминает сюжеты произведений Джека Лондона, герой которых — работяга-парень с засученными рукавами (матрос, боксер, рабочий или золотоискатель), обладающий своей правдой жизни и попавший в тяжелую ситуацию, вынужденный бороться за жизнь, зарабатывать на кусок хлеба, добиваться признания любимой девушки, отстаивать свою честь и право на существование. Обычно такой герой не стоит перед каким-то внутренним выбором, правда ему известна заранее. Рассказы о таких людях учат честности, порядочности, жизненной стойкости, целеустремленности, справедливости, они хороши для воспитания силы воли. Поэтому «Выживший» будет понятен и понравится в первую очередь молодым людям своей реалистичностью, обнаженной жестокостью, которая затрагивает наши самые глубинные инстинкты (страх, ужас, желание мести).

«Девушка из Дании» — иной случай. Этот фильм затрагивает тонкие струны души, чувства, эмоции. Все главные персонажи стоят перед тяжелым внутренним выбором, который они вынуждены совершать. Да простит меня Лео, но я думаю, что хорошему актеру не очень трудно сыграть, как тяжело ползти по снегу или как ты корчишься от боли, а вот сыграть всю гамму душевных эмоций, когда ты, будучи не в силах сопротивляться внутреннему зову, страшному для тебя самого, первый раз переодеваешься женщиной, идешь на бал, и тебя хочет поцеловать незнакомый мужчина — это, пожалуй, непросто. Эдди Редмейн великолепно подошел для этой роли, на мой взгляд, это попадание в десятку. Он принадлежит к тому редкому типу мужчин, в которых есть скрытая, неуловимая капелька чего-то женского, утонченного, изысканного, и это делает их невероятно притягательными. В фильме показана сложная психология нескольких героев в абсолютно уникальной (для того времени) ситуации. Борьба с самим собой, подвиг быть честным с самим собой, даже причиняя при этом боль любимому человеку, отвержение общества (сцена избиения), опасность утраты статуса полноценного психически здорового субъекта общества, сильнейший стыд перед людьми, близкими и самим собой, необходимость решиться на операцию, которую никогда в мире не делали, необходимость пройти через страх смерти, чтобы обрести то, что изначально есть у всех других (пойти на смерть ради жизни) — таковы психологические испытания Лили. Следует также отметить, как в фильме показана трагедия жены главного героя Герды: когда любовь всей твоей жизни исчезает у тебя на глазах, причем даже не умирает (сначала), а именно исчезает… Вроде бы вот он, все еще здесь… но его уже никогда не вернуть… И если в это вчувствоваться, можно ощутить весь ужас…

Полагаю, что данный фильм имеет шансы выполнить просветительскую миссию в нашем обществе, внести свой вклад в решение проблемы стигматизации лиц с нарушениями половой идентичности. Кроме того — что самое главное — это просто хороший психологический фильм, повествующий о необычном человеке и его уникальной истории.

 

 

 

Клинический психолог Юлия Журавлева

 
Марина Зайцева | 26.01.2016 14:11
Как все точно описали - все мои мысли по поводу этого сложного фильма озвучили! Совершенно согласна и обязательно посмотрю! И вот еще что интересует в теме этого кино - а как сложилась бы жизнь героя, не примерив он однажды платье? Помню, была шумиха, когда в какой-то европейской стране мальчикам предложила переодеться в платья и юбки для какой-то акции - может ли это послужить толчком? Тут хотите ругайте меня, хотите - нет, но я как любой родитель не желала бы своему ребенку такой судьбы как у Лили, а мы в России недалеко от Дании тех лет ушли...
Ответить | Поделиться